МНС написало, как будет исполнять закон о контрольно-кассовой технике и как станет его нарушать, а Высший Арбитражный Суд объяснил, за что владельцев ККМ нельзя оштрафовать.
Наталия ЗАЙЦЕВА
Материал предоставлен
журналом "Расчет"
Ознакомиться с содержанием номера
вы можете в разделе "Периодика"
Неразбериху, возникшую после введения нового закона о контрольно-кассовой технике, усиливает полное отсутствие правил его применения. Их должно установить правительство. Количество документов, которые ему предстоит издать, посчитали в МНС. Получилось всего 12: от требований к кассовой технике, порядка ее применения и регистрации до правил ведения и хранения, связанных с ее покупкой и использованием документов.
Результаты подсчета налоговое ведомство направило в правительство еще 23 июня письмом № БГ-10-22/406. В нем же налоговики без лишней скромности предложили поручить разработку всех этих документов им самим. Дескать, кому как не им знать, какими должны быть правила работы с кассовыми машинами (и без них), чтобы не процветали у нас в стране неучтенные расчеты наличными.
Гордые разработчики
Как нам удалось выяснить, кабинет министров с этим предложением налоговиков согласился. «Разрабатывать все 12 постановлений правительства будем мы, – не без гордости сказал нам сотрудник МНС, пожелав при этом остаться неназванным. – Уже одобрен график подготовки этих документов. В первую очередь мы займемся требованиями к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации, а также правилами наличных расчетов без кассовых машин. К 1 января они должны быть готовы». Такую неспешность в подготовке документов, которых все ждали еще вчера, наш собеседник объяснил просто: «Прежде чем вносить в правительство, их еще нужно согласовывать с Минфином и другими ведомствами, а это занимает много времени».
Кто будет вести Госреестр ККТ, пока неясно. Закон упоминает некий «уполномоченный орган», а какое из министерств им станет, предоставляет выбрать правительству. В письме МНС настойчиво предлагает кабинету министров себя. И хотя окончательно этот вопрос еще не решен, наш собеседник почти не сомневался, что вести Госреестр будет именно МНС.
– А чем тогда будет заниматься Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам? Или ее вообще упразднят, ведь закон упоминает всего одно уполномоченное ведомство?
– Ну, ГМЭК пока еще никто не отменял, – сказал наш собеседник. И неуверенно добавил: – Может быть, комиссия по-прежнему будет принимать некоторые решения, а МНС станет их утверждать.
Но дело ее живет
Но даже если ГМЭК упразднят, все ее славные дела вроде оклейки кассовых аппаратов дополнительными марками-пломбами и внедрения «электронных контрольных лент защищенных» МНС постарается сделать вечными. Несмотря даже на то, что новый закон ничего подобного не предусматривает.
Судите по письму: «Практическое применение закона потребует принятия еще значительного числа нормативных актов, прямо не вытекающих из текста закона, но без которых невозможно обеспечить его действенность. Так, ГМЭК было принято более двух тысяч решений по широкому спектру вопросов, связанных с использованием контрольно-кассовых машин. Имеются решения Минфина, налоговых органов и субъектов Российской Федерации по указанным вопросам. Все эти решения должны быть учтены в целях обеспечения бесперебойной реализации государственной политики в отношении использования контрольно-кассовой техники».
Чтобы это звучало убедительнее, дальше в письме налоговики намекают на ужасы, которые грядут, если благие начинания ГМЭК не будут воплощены в жизнь: «Ежегодно бюджет теряет более 100 миллиардов рублей в результате нарушений в применении контрольно-кассовых машин. Трудно представить, какими будут потери для экономики страны, если государственное управление и контроль за применением контрольно-кассовой техники перестанут осуществляться хотя бы на короткое время».
Неизвестно, попытались ли в кабинете министров представить эти потери, или правительственных чиновников впечатлили описанные МНС трудности их подсчета. Но вот результат: собеседник из МНС заверил нас, что уже принятые решения как действовали, так и будут действовать или же будут воспроизведены в новых документах. «В части, не противоречащей закону», – добавил, спохватившись, чиновник. Но в налоговом министерстве, видимо, решили, что если издание каких-либо документов законом вовсе не предусмотрено, то они закону не противоречат. Однако Минюст, куда МНС в теории должно направить свои документы на экспертизу, и суды вполне могут решить иначе.
С другой стороны, ничто не мешает МНС включить, например, запрет на использование машин без «электронных контрольных лент защищенных» в правительственное постановление о требованиях к кассовой технике. Ведь их закон оставляет на усмотрение кабинета министров без каких-либо дополнительных оговорок.
Полный перечень
Пока налоговики писали письма в правительство, в Высшем Арбитражном Суде успели написать постановление (от 31 июля 2003 г. № 16) о практике применения административной ответственности за нарушение закона о ККТ. Постановление, надо сказать, судьбоносное, поскольку, во-первых, лишает смысла попытки оспорить в арбитражных судах главное нововведение закона о ККТ: обязанность использовать кассовые аппараты при получении наличных от фирм и предпринимателей. Высший Арбитражный Суд ее признал.
Во-вторых, постановление дает ответ на давно уже спорный вопрос: за какие нарушения закона о ККТ можно штрафовать кроме неприменения кассовой машины как такового? Ведь если буквально читать статью 14.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), то получается, что все остальные нарушения «кассового» закона никак не караются.
До сих пор налоговые инспекторы пытались восполнять пробелы КоАП собственными силами. По указанию МНС они штрафовали за использование машины неисправной, не соответствующей техническим требованиям, не оснащенной «средствами визуального контроля», не поставленной на техническое обслуживание в центре технического обслуживания, оснащенной программой, которая не одобрена ГМЭК, и т. д. Суды с этим соглашались не всегда. В результате Высший Арбитражный Суд решил вмешаться и дать исчерпывающий перечень нарушений «кассового» закона, за которые можно штрафовать.
Вердикт таков: штраф грозит тем, кого контролеры поймают на использовании ККМ: не зарегистрированной у налоговиков; не включенной в Госреестр; не имеющей фискальной памяти; работающей в нефискальном режиме или с вышедшим из строя фискальным блоком; без пломбы или с ее повреждениями и, наконец, если на чеке пробита сумма, меньше полученной от покупателя. Наказаны по статье 14.5 КоАП будут и те, кто от ККМ «освобожден», но бланки строгой отчетности не выдает. Поскольку кассовые аппараты необязательны лишь при оказании услуг населению, Высший Арбитражный Суд счел нужным уточнить, что к нему относятся и предприниматели.
На этом список деяний, за которые можно оштрафовать, заканчивается. О штрафах за все остальные нарушения, в том числе и использование неисправной ККМ, налоговики отныне могут забыть – арбитражные суды их все равно не поддержат. Возможно, теперь правительство внесет в Госдуму проект закона, дополняющего статью 14.5 КоАП новыми видами нарушений. Такой проект в МНС давно подготовили, но до сих пор придерживали – ждали вердикта Высшего Арбитражного Суда.
Статья получена: Клерк.Ру