Результаты осмысления могут оказаться плачевными. С 1 января 2004 года вступает в силу новая редакция Таможенного кодекса. У любого нововведения всегда есть сторонники и противники. В этом отношении Таможенный кодекс побил все рекорды. Причем чем ближе новый год, тем больше становится у него противников и тем меньше - сторонников.
Такого поворота событий мало кто ждал. Казалось бы, все, документ одобрили. Но нет, минуточку, в Министерстве экономического развития и торговли внезапно обнаружили в Кодексе сразу несколько изъянов. Самый главный из них - резкое снижение доходов бюджета. Ставки таможенных сборов не установили, льгот слишком много, да к тому же сроки уплаты сместили. Так и дефицит бюджета не долго заработать!
Это основная претензия. В принципе ее вполне достаточно, чтобы в срочном порядке вносить поправки в еще не вступивший в силу документ. Замечания есть не только у чиновников. Много недовольных среди самих экспортеров и импортеров, ведь дыры в Кодексе скажутся в первую очередь на них.
Главным достоинством нового Кодекса считалось то, что он должен был стать документом прямого действия. Фактически это означало, что импортеры или экспортеры смогут руководствоваться только его нормами, не обращая внимания на дополнительные приказы, постановления и письма Государственного таможенного комитета. Однако уже сейчас (когда Кодекс еще не вступил в силу!) вышла целая россыпь документов, не учитывать которые нельзя.
Другим преимуществом новой редакции Кодекса считался закрытый перечень документов, необходимых для таможенного оформления. Однако формулировка "если представленные сведения не являются достаточными..." присутствует и в новой редакции (ст. 323) и дает таможенникам право "запрашивать дополнительные документы". Также они получили право арестовывать товары. Кстати, из нынешней редакции Кодекса такое право убрали еще в 2001 году.
Много претензий к Кодексу у таможенных брокеров, которым нужно внести на депозит таможни 50 миллионов рублей. Для небольших компаний это просто неподъемная сумма.
Юлия Сысоева, юрист компании "Таможенные услуги - общероссийский таможенный брокер":
"Законодатели посчитали, что отмена лицензирования деятельности брокеров будет способствовать конкуренции, так как в настоящий момент ГТК выдает лицензии по собственному усмотрению.
Идея, казалось бы, неплохая, но параллельно с отменой лицензий установлен новый размер обеспечения уплаты таможенных платежей, для брокера - 50 миллионов рублей, для склада временного хранения - 2,5 миллиона рублей, для таможенного перевозчика - 30 миллионов. К слову сказать, в настоящий момент сумма обеспечения составляет не менее 300 000 рублей.
Без внесения на депозит вышеуказанных сумм осуществлять деятельность невозможно. К чему может привести эта мера?
Во-первых, значительно сократится количество таможенных брокеров, складов и перевозчиков за счет ухода с рынка средних и мелких компаний. Цель, которой стремились достигнуть законодатели, - оживить конкуренцию - будет достигнута с точностью до наоборот. Вполне жизнеспособные компании окажутся на грани банкротства.
Председатель ГТК России Михаил Ванин придерживается мнения, что внешней торговлей должны заниматься крупные структуры, которые понятны и прозрачны. Но тот факт, что у фирмы есть деньги для внесения депозита, еще не говорит о том, что фирма надежна. Интересно, будут ли выяснять, откуда компания взяла эту сумму?"
Положение о предварительном декларирования товаров. В теории все выглядит просто замечательно: собрать все документы еще до того, как товар придет на таможню, а потом просто забрать его. Однако всю информацию о товаре придется представлять уже зарубежному производителю. Естественно, все это нужно оговорить заранее. Это далеко не единственная проблема, проволочек возникнет масса. Поэтому небольшой компании перейти на такую систему будет не легко.
В новом кодексе сокращены сроки проверки таможенной декларации с 10 до 3 дней. При принятии этого решения депутаты придерживались мнения, что сейчас процесс таможенного оформления слишком затягивается, груз простаивает на складах временного хранения. Это приносит серьезные убытки участникам ВЭД, так как за временное хранение груза ежедневно взимается плата.
Таможенники даже утверждают, что груз реально оформить за несколько часов, но думается, что для этого нужно серьезно совершенствовать систему таможенного оформления. В настоящий момент применяется пятиступенчатый порядок проверки декларации различными отделами таможни. С переходом на одноступенчатый порядок проверки и проведение контроля после выпуска декларации время оформления действительно может сократиться.
У сокращения срока проверки декларации есть и своя оборотная сторона. По мнению декларантов, сокращение срока проверки до трех дней может привести к тому, что в случае если лицо, оформляющее груз, не успеет представить все необходимые документы в течение положенного срока, то декларацию просто запретят к выпуску.
Новый Кодекс дает возможность выбрать место декларирования товара (ст. 125). Однако по отдельным видам товаров места таможенного оформления очень часто определяют в ГТК - выпускают дополнительные приказы. Сможет ли таможенное ведомство отказаться от такой привлекательной возможности? Так мы снова возвращаемся к вопросу о подзаконных актах...
Некоторых экспортеров и импортеров в 2004 году ждет упрощенная процедура таможенного контроля. Для этого существуют специальные критерии. Как раз по поводу этих критериев многих терзают смутные сомненья. Точнее, не критериев, а критерия. Всего их три. Во-первых, фирма, претендующая на упрощенную систему, не должна иметь административных нарушений. Во-вторых, осуществлять внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет. А в-третьих, "вести систему учета в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров". Что же это за орган и за способ, которые открывают дорогу в светлое таможенное будущие? Пока не ясно. Так что говорить об упрощенной системе, наверное, можно буде,т только когда появятся ответы.
ПО ПОНЯТИЯМ
Есть в новой редакции Кодекса проблемы с определениями. Так, "грузовая таможенная декларация" стала просто "таможенной декларацией". Вроде ничего особенного. Да только в Налоговом кодексе, в злополучной статье 165 "Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов", упоминается именно "грузовая таможенная декларация". Зная, как "охотно" налоговики возмещают НДС экспортерам, можно предположить, что это станет неплохим поводом для отказа.
Антон Никифоров, адвокат компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры":
"Вполне возможно, что с вступлением в силу нового Таможенного кодекса, у экспортеров возникнут дополнительные сложности, связанные с возмещением НДС. Налоговики могут формально подойти к этой проблеме и откажутся признавать таможенную декларацию основанием для возврата налога. Думаю, в этом случае налогоплательщикам нужно подавать иск в арбитражный суд. Получить какие-либо положительные решения, обращаясь в вышестоящие налоговые органы, маловероятно. У суда же есть достаточно оснований, чтобы встать на сторону налогоплательщика. Ведь речь идет о недочете в законотворческой технике - не были внесены поправки в Налоговый кодекс в связи с принятием нового Таможенного кодекса, согласно которым основанием для возмещения сумм НДС стала не грузовая, а просто таможенная декларация.
Не исключено, что депутаты Госдумы успеют устранить эту нестыковку двух кодексов до начала 2004 года. Однако вероятнее всего, федеральный закон будет принят позже, и, поскольку он улучшает положение налогоплательщиков, его положения станут распространяться на отношения, возникшие с 1 января".
Схожую позицию высказал Юрий Воробьев, заместитель директора департамента налогов и права компании ФБК:
"Согласно постановлению Конституционного Суда от 14 июля 2003 г. № 12-П, если в налоговом законодательстве прописано, что тот или иной факт работы предприятия нужно подтвердить определенным документом, а его наличие не предусмотрено другими отраслями законодательства, факт хозяйственной деятельности можно подтвердить и иными документами. Согласно Налоговому кодексу, чтобы подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС, нужно представить грузовую таможенную декларацию. В новом Таможенном кодексе такой документ просто-напросто отсутствует, упоминается только таможенная декларация. Теоретически это может вызвать претензии со стороны налоговых органов, но благодаря указанному выше постановлению Конституционного Суда они вряд ли будут обоснованными. Думаю, более чем в 80 процентах дел суд примет сторону налогоплательщика. Однако мне кажется, что налоговики не станут чинить препятствия всем налогоплательщикам-экспортерам поголовно и вынуждать их в массовом порядке обращаться в суды. Ведь возмещение этого налога - часть государственной политики, направленной на поддержку экспортеров".
В ИТОГЕ...
Практически все нововведения, о которых так долго говорили, на практике могут вызвать серьезные проблемы и не то что облегчить, а усложнить работу многим компаниям. В связи с этим уже сейчас в Кодекс планируют внести поправки.
Правда, сами таможенники, похоже, не очень переживают. Вот что сказал на одной из пресс-конференций статс-секретарь - заместитель председателя ГТК Юрий Азаров: "Таможенный кодекс надо осмыслить. С ходу говорить, что он плохой, он там что-то чему-то не соответствует, я бы не рекомендовал. Я могу официально сегодня заявить, что высказываний о том, что Таможенный кодекс не доработан, что его вступление в силу надо перенести еще на полгода или год, остается все меньше и меньше. Безусловно, закон такого уровня, столь сложный закон, не может быть идеальным. Мы его принимали очень долго, мы работали над ним очень тяжело. Да, поправки, видимо, будут. С 1 января 2004 года, когда начнется практическое применение закона, я совершенно не отрицаю того и могу даже утверждать, что отдельные позиции нам придется поправлять. Но здесь самый главный судья - это практика. Вот по такому пути мы сейчас и пойдем".
Новый Кодекс уже даже применяют на практике: на таможенном посту "Бородинский" Центральной акцизной таможни проводится эксперимент по внедрению отдельных положений Кодекса.
Изменения |
Комментарии |
Новый Таможенный кодекс - документ прямого действия | Добиться такого эффекта на практике будет очень трудно, уже сейчас вышло множество подзаконных актов |
Таможенники не смогут затребовать дополнительные документы | В кодексе остались "лазейки", расширяющие полномочия таможенников |
Таможенным брокерам больше не нужна лицензия | Зато нужно внести на депозит таможни 50 млн руб. Результат - многие компании будут вынуждены ликвидироваться |
Сократится срок таможенного оформления | На таможне отсутствуют необходимые средства (оборудование, квалифицированные кадры и т. д.) |
Вводится упрощенная процедура таможенного оформления | Не решены технические вопросы, пока не ясно, как это будет работать на практике |
Не забалуешь!
Вместе с Таможенным кодексом с 1 января 2004 года могут появиться новые штрафы за нарушение таможенных правил. Депутат Валерий Драганов уже внес соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Если они будут приняты, сумма штрафов существенно увеличится. Например, за недостоверное декларирование придется заплатить 50 000 рублей с конфискацией. Такие жесткие меры господин Драганов объясняет тем, что новый кодекс слишком либеральный. Действительно, с такими штрафами бюджет не обеднеет...
Изменения, вступающие в силу с 1 января 2004 года
Налог на игорный бизнес
Закон г. Москвы от 22 сентября 2003 г.
В столице устанавливаются новые ставки налога на игорный бизнес: за один игровой стол - 100 000 руб. в месяц, за один игровой автомат - 3750 руб. в месяц, за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 100 000 руб. в месяц.
Налог на добычу полезных ископаемых
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ
Повысились ставки налога на добычу углеводородного сырья. С 1 января 2004 г. по 31 декабря 2006 г. налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составит 347 руб. за 1 тонну.
Земельный налог
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ
В 2004 г. будут применяться действующие в 2003г. размеры ставок земельного налога с коэффициентом 1.1 (кроме земельного налога на сельскохозяйственные угодья).
Лотереи
Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ
Закон определяет правовые основы деятельности организаторов лотерей, устанавливает для них ежегодную обязательную аудиторскую проверку. Определяется максимальный срок, на который может быть выдано разрешение на проведение лотерей - 5 лет. Установлены штрафы за работу без такого разрешения - от 4000 до 500 000 руб.
Новая форма трудовой книжки
Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225
С 1 января начинает действовать новая форма трудовой книжки. Заводить трудовые могут только фирмы. Предпринимателям такого права не дали. Менять старые книжки на новые не нужно.
Обязательное страхование автогражданской ответственности
Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ
С 1 января за отсутствие полиса автогражданской ответственности автолюбителей будет штрафовать ГАИ. Утвержденный правительством базовый тариф для физических лиц составляет 1980 руб., в Москве полис стоит в среднем около 150 долл. США.
Социальные налоговые вычеты
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 110-ФЗ
Увеличивается максимальный размер социальных налоговых вычетов на обучение и лечение с 25 000 до 38 000 руб. Увеличивается максимальный размер имущественного налогового вычета с 600 000 до 1 000 000 руб. Действие настоящего закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г. То есть с 1 января 2004 г. можно получить вычеты, подав налоговую декларацию за 2003 г.
Таможенные ревизии и другие мероприятия
Приказ ГТК России от 23 октября 2003 г. № 1188
Приказ ГТК России от 21 октября 2003 г.
Накануне вступления в силу нового Таможенного кодекса ГТК в срочном порядке издает подзаконные акты. Утвержден Порядок проведения осмотра помещений и территорий, а также порядок организации и проведения таможенных ревизий.
Кирилл АНИКИН
Статья получена: Клерк.Ру