Российская Дума в пятницу после консультаций, продолжавшихся в течение четырех лет, неожиданно одобрила новый Таможенный кодекс. С появлением этого документа возникает процессуальное право прямого действия с возможностью обжалования принимаемых решений, что кладет конец произволу таможенных чиновников и многочисленным препонам для внешней торговли.
В больших странах взгляд традиционно направлен внутрь больше, чем в маленьких национальных экономиках, сильно интегрированных в международные структуры. Однако поскольку "новая Россия" тоже хочет извлекать пользу из преимуществ интеграции в мировую экономику, то эта огромная страна чем дальше, тем меньше может позволять себе иметь таможенную систему антипредпринимательской направленности, унаследованную от Советского Союза и ориентированную на тотальный контроль и получение максимального дохода. Если Россия хочет извлечь пользу из глобализации и будущего вступления в ВТО, то она должна быть привлекательной не только как производитель продукции для внутреннего рынка, но и для инвесторов, которые в рамках международного разделения труда производят товары для мирового рынка или, по крайней мере, для европейского.
До сих пор этому часто препятствовали бюрократический произвол и коррумпированные таможенные чиновники, которые могли неделями держать на границе экспортные грузы. В пятницу российская Дума через четыре года после начала дискуссии неожиданно приняла в третьем чтении новый, относительно прогрессивный Таможенный кодекс, который упрощает и делает более прозрачными таможенные процедуры для импортеров и экспортеров и кладет конец произволу чиновников в военизированных таможенных органах.
Надежда на окончание потока ведомственных инструкций
Новый Таможенный кодекс все еще включает в себя целых 460 абзацев, однако в нем впервые непосредственно устанавливаются правила, необходимые для таможенного оформления. Если он, как запланировано, вступит в силу 1 января будущего года, то одним махом будут устранены более 7000 постановлений и инструкций, принятых непосредственно таможенными органами. До сих пор Таможенный комитет имел право в любое время принимать "разъяснительные" постановления, которые вступали в силу уже на следующий день и сильно мешали захваченным врасплох импортерам, если только им или их таможенным брокерам не удавалось "отблагодарить" таможенников взяткой. Теперь же, если возникнет необходимость в разъяснениях, то они будут публиковаться за 90 дней до вступления в силу.
У Валерия Драганова, главы парламентского подкомитета по таможенно-тарифной политике и одного из отцов нового закона, в пятницу было праздничное настроение. Он считает, что ему, несмотря на сопротивление чиновников, удалось провести через парламент либеральный закон, отвечающий интересам производителей. Впервые на таможню ложатся не фискальные функции, а обязанность по устранению барьеров во внешней торговле, подчеркивает Драганов, который очень хорошо знает, что такое таможня, так как он сам когда-то возглавлял Таможенный комитет. Таможенные органы с вступлением в силу нового кодекса превращаются из регулирующих в контролирующие, чьи права четко прописаны.
Так, новый кодекс ясно и полно определяет документы, которые таможенные органы могут требовать от перевозчиков. Кроме того, в нем прописаны четкие сроки: например, на выдачу декларации отводится три часа, а вся процедура таможенного оформления должна занимать не более трех дней. На границе больше нельзя задерживать грузы, их следует безотлагательно направлять в пункт назначения и решать все таможенные проблемы на месте. Перевозчикам, которые исполняют все содержащиеся в кодексе условия, должен быть открыт "зеленый коридор". Таможенники больше не имеют права навязывать импортерам пользование определенными складами, где произвольно установлены высокие сборы. И наконец, подлежащие уплате пошлины и сборы должны оплачиваться только после декларирования грузов.
Как говорит Драганов, будет отменено лицензирование таможенными органами деятельности таможенных брокеров. До сих пор это было одним из средств, чтобы фактически навязать клиентам брокеров, тесно связанных с чиновниками.
Успехи, несмотря на проблемы
Для окончательной оценки реформы, пожалуй, необходимо время. Во-первых, незадолго до утверждения закона в него были внесены изменения, которые еще не опубликованы. Во-вторых, в России, как и в других странах, проблемы кроются подчас не в законе, а в недостаточности преобразований. Сведущие наблюдатели в последнее время отмечают усиление политической воли в деле модернизации российской таможенной системы. Этот процесс, похоже, захватил и верхушку таможенных органов. Однако во многих местах не хватает основополагающих условий.
Даже оптимисты задаются вопросом, насколько скоро получится заставить около 65 тысяч малооплачиваемых таможенников отказаться от злоупотребления властью. Таможенные органы, которые обеспечивают 40% всех поступлений в бюджет Российской Федерации, являются государством в государстве. Похоже, перевозчики не случайно опасаются с ними связываться. Тем не менее надежды создателей нового Таможенного кодекса не беспочвенны. В частности, они опираются на возможность непосредственного обжалования решений таможенников в арбитражных судах. Например, в сфере налогового законодательства ранее удовлетворялось менее 10% жалоб, подававшихся в вышестоящие органы. С тех пор как подобные жалобы стали рассматриваться арбитражными судами, не только значительно возросло их количество. Число удовлетворенных исков теперь превышает две трети.
В России реформы часто наталкиваются на жесткое сопротивление системы; тем не менее им сплошь и рядом сопутствуют неожиданные успехи.
Статья получена: InoPressa.ru