И. ЧВЫКОВ, АКДИ "Экономика и жизнь"
Работника, призванного на военные сборы, организация обязана освободить от работы. За это время работнику выплачивается компенсация. Как она учитывается при налогообложении? Об этом читайте ниже.
В последнее время работников стали чаще призывать на военные сборы. С одной стороны, можно порадоваться за Минобороны России - военный бюджет позволяет проводить переподготовку кадрового состава, но с другой стороны, появились проблемы у большого количества организаций-работодателей. Об этом свидетельствует увеличившееся количество вопросов, поступающих в редакцию.
Большинство вопросов связано с налогообложением выплат, производимых работникам за время прохождения военных сборов.
* * *
Призыв граждан на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе предусмотрен ст. 1 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Граждане, призванные на военные сборы, на время их прохождения освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка в размере не более 1000 руб. по месту постоянной работы (п. 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ).
Следует ли начислять единый социальный налог (ЕСН) на эти выплаты?
Вопрос отнюдь не праздный. Задают его потому, что сотрудники МНС России на частные запросы организаций дают ответы, из которых следует, что начислять ЕСН на выплачиваемые работникам суммы необходимо.
Сотрудники МНС России трактуют законодательство следующим образом. Поскольку такие выплаты являются сред-
ним заработком работника, то на основании п. 6 ст. 255 НК РФ они включаются организацией в расходы на оплату труда в качестве среднего заработка, сохраняемого на время выполнения работниками государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.
Из этого делается вывод о необходимости начисления ЕСН по п. 1 ст. 236 НК РФ .
Попробуем разобраться, насколько обоснованны выводы МНС России.
Во исполнение положений Закона N 53-ФЗ Правительство РФ утвердило Положение о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (Постановление Правительства РФ от 03.03.01 N 157, далее - Положение).
Этим Положением уточнено, что гражданам, призванным на военные сборы, выплата среднего заработка по месту постоянной работы производится в сумме не более 10 МРОТ*, установленных для определения размера стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.
Пунктом 3 Положения определено, что расходы по проведению военных сборов финансируются за счет средств федерального бюджета по разделу "Национальная оборона", а Министерство обороны РФ в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам средства.
* В настоящий момент согласно ст. 4 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ для определения размера стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат составляет 100 руб.
Таким образом, организация-работодатель, выплачивая работнику компенсацию в пределах 1000 руб., не несет расходов, связанных с призывом ее работников на военные сборы, а значит, у нее нет оснований по включению этих сумм в расходы по оплате труда. Обязанность выплатить гражданину компенсацию в размере среднего заработка, но не более 1000 руб. возложена на Минобороны России.
Следовательно, организация в отношении выплат работнику, по сути, выступает посредником между работником, призванным на военные сборы, и Минобороны России.
Обратимся теперь к Трудовому кодексу РФ.
Статьей 170 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан освободить работника от работы на время исполнения государственных обязанностей с сохранением за ним места работы, а государственный орган, который привлек работника к исполнению государственных обязанностей, выплачивает работнику компенсацию в размере, определенном законом или иным нормативным актом.
Как видим, и Трудовой кодекс возлагает на работодателя обязанность освободить работника от работы на время исполнения государственных обязанностей и сохранить за ним место работы. А вот обязанность по выплате компенсации возлагается на государственный орган, который привлек работника к ее исполнению. В данном случае таким органом выступает Министерство обороны РФ.
Значит, вывод налоговиков о том, что в рассматриваемой ситуации выплачивается средний заработок по п. 6 ст. 255 НК РФ, сохраняемый на время выполнения работниками государственных обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, не обоснован.
Можно утверждать, что работодатель на основании документа из военкомата о призыве на военные сборы предоставляет работнику отпуск без сохранения заработной платы.
Выплаты работнику за время прохождения военных сборов следует рассматривать в качестве предусмотренной действующим законодательством компенсации за исполнение государственных обязанностей. Источник этих выплат - средства федерального бюджета.
Исходя из этого и нужно решать вопрос о необходимости начисления ЕСН на выплаченные суммы.
На основании п. 1 ст. 236 НК РФ ЕСН облагаются выплаты, начисляемые организациями физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Как мы уже определили, работнику за время прохождения военных сборов выплачивается предусмотренная действующим законодательством компенсация. Эти выплаты никак не связаны с выполнением работником своих трудовых обязанностей, а также и с выполнением работ или оказанием услуг.
Выплата компенсации обусловлена как раз тем, что работник отсутствовал на работе по уважительной причине и не выполнял свои трудовые обязанности. Она призвана частично возместить работнику материальные потери из-за отсутствия заработной платы.
Следовательно, такие компенсационные выплаты не должны признаваться объектом обложения ЕСН, поскольку не являются выплатой работнику по трудовому договору или гражданско-правовому за выполнение работ, оказание услуг, а также не являются сохраняемым за работником средним заработком.
Не нужно начислять на эти выплаты и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Объясняется это следующим.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлено Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ.
В соответствии с этим Законом Правительством РФ были утверждены Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 N 184).
Указанные Правила в свою очередь предусматривают, что страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.07.99 N 765).
Согласно п. 10 вышеназванного Перечня не начисляются страховые взносы в ФСС РФ на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов, и иные компенсации, выплачиваемые им в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации.
Поскольку речь идет именно о компенсации за исполнение государственных обязанностей, которая предусмотрена действующим законодательством, взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве на такие выплаты также не начисляются.
Выплаченные работнику компенсации не будут облагаться и НДФЛ.
Суммы компенсаций, выплаченных работнику в соответствии с законодательством РФ, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (п. 1 ст. 217 НК РФ).
В бухгалтерском учете выплата компенсации работнику за время прохождения военных сборов в пределах суммы 1000 руб. за счет средств федерального бюджета отражается следующими проводками.
Дебет 76 - Кредит 70
- начислена сумма компенсации;
Дебет 70 - Кредит 50
- выплачена сумма работнику;
Дебет 51 - Кредит 76
- получена компенсация от военного комиссариата.
Работник, призванный на военные сборы, теряет значительную сумму заработка. Организация может пойти ему навстречу и помимо 1000 руб. доплатить до его фактического среднего заработка за счет собственных средств.
Если в коллективном или трудовом договоре есть положение о доплатах работникам за время прохождения военных сборов исходя из фактического среднего заработка, такие доплаты включаются в расходы при исчислении налога на прибыль по п. 25 ст. 255 НК РФ.
Однако это вызовет необходимость начислить ЕСН на суммы доплат в соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ, а также и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.
Если организация в коллективный или трудовой договор положений о таких доплатах не вносила, но решение о доплате до фактического среднего заработка принято, то ее нужно произвести за счет прибыли, остающейся после уплаты налога.
В этом случае начисление ЕСН не производится в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ, поскольку расходы по выплате не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в этом случае не начисляются, поскольку не предусмотрены действующей в организации системой оплаты труда.
В любом случае доплаты работнику исходя из фактического среднего заработка за время прохождения военных сборов необходимо включить в налоговую базу по НДФЛ (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ).
Статья получена: Клерк.Ру