Ну, зачем нам ещё и робот-трубач? Заводы стоят, кругом одни трубачи. Вместо того, чтобы робота-слесаря сделать или там робота-дворника, Toyota демонстрирует инопланетного на вид андроида, играющего на дудке. Музыканты духовых оркестров, похоже, останутся без работы. Ждём демонстраций протеста?
На самом деле, излитый выше праведный гнев это первое поверхностное ощущение, которое может возникнуть у обывателя, не желающего вдаваться в подробности.
Между тем, выход крупнейшего японского производителя автомобилей (второго, между прочим, в мире) на рынок человекоподобных роботов это, несомненно, эпохальное событие. Причём с нетерпением ожидаемое.
Напомним, что первое заявление о намерении заняться гуманоидными машинами Toyota сделала в конце 2003 года. Компания сообщила, что собирается производить механических рабочих, которые будут трудиться на заводах и фабриках.
И ждали мы передовика производства, а дождались механического горниста. Как в стихах С. Крылова:
"...Над ним смеялись все врачи -
Куда такой годится маленький,
Ну, разве только в трубачи?
А что ему? Всё нипочём:
Ну, трубачом, так трубачом!"
Концерт духовых инструментов, устроенный в Токио роботами-партнёрами, включал в себя и хореографические элементы (фото Reuters/Eriko Sugita). |
И вот вопрос ребром: почему же, обещая слугу-работника, японцы, в конце концов, показали развлекательного робота-трубача? К счастью, ответы у Toyota есть на всё, а те, которых нет, напрашиваются сами собой.
Во-первых, дебют на рынке гуманоидов должен был быть эффектным. Покажи Toyota робота в каске со стопкой кирпичей должного эффекта это бы не дало. Другое дело первая в мире машина, виртуозно справляющаяся с духовым инструментом.
Во-вторых, Toyota разработала искусственные губы, которые двигаются "с таким же изяществом, как человеческие", а также "руки", позволяющие роботу играть на трубе, как это делают нормальные люди.
Таким образом, "дудение" мелодии из диснеевского мультика про Пиноккио демонстрация серьёзного потенциала. Проще говоря, забери у робота трубу, дай в эти проворные руки стопку кирпичей, вложи в эти губы "беломорину" будет прекрасно вкалывать день и ночь.
В-третьих, гуманоид называется не "robot-trumpeter", а Toyota Partner Robot, стало быть, на ум приходит знакомая фраза "Я не халявщик, я партнёр".
| ||
И дудеть умеют не все функции, размеры и возможности у них разные.
Обратимся к официальному пресс-релизу. "Корпорация Toyota представила проект по разработке роботов-партнёров, которые будут функционировать, как личные помощники человека".
В Японии необходима рабочая сила для будущего, объясняет автопроизводитель, поскольку рождаемость падает на фоне быстро стареющего населения".
И Toyota хочет, чтобы её роботы-партнёры обладали некоторыми человеческими характеристиками. Были надёжны, проворны, добры (!), а также "достаточно интеллектуальны, чтобы умело использовать разнообразие устройств для помощи людям, заботы о пожилых, работы на производстве" и так далее.
Поскольку каждая область применения требует специальных навыков, компания разрабатывает три различных типа роботов: ходящих, ездящих и перевозящих людей на себе.
Особо подчёркивается, что хотя на разработку этих машин ушло около двух с половиной лет, процесс находится на начальной стадии, и краткий обзор (очень краткий) моделей Toyota приурочила к выставке Expo 2005, открывающейся как раз в марте, но, понятно, следующего года. В павильоне компании должен выступить духовой оркестр роботов.
В будущем же Toyota обязуется "использовать всё богатство своего технического опыта в автомобилестроении, чтобы сделать этих роботов полноценными, расширив их функции и области применения".
| ||
Первый робот-партнёр уверенно ходит на двух ногах, раскачивается всем телом, играет на трубе, выполняет "руками" разнообразные задачи. Предназначение ассистент человека, помощник больных и пожилых. Рост 120 см, вес 35 кг.
Второй партнёр на двух колёсах заставляет вспомнить Segway, хотя ссылок на самокат японцы не делают. Вместо этого пишут, что "Toyota придумала для роботов новые технологии стабилизации, маленькие, лёгкие и дешёвые высокоточные датчики".
Колёсный робот потенциальный труженик производства. Обладает не менее умелыми руками, чем его коллега (тоже играет на трубе), но передвигается быстрее и занимает меньше места. Рост 100 см, вес 35 кг.
Третья машина по сути, знакомое нашим читателям шагающее кресло, будущий конкурент инвалидной коляски. Назначение забота о пожилых, мобильность для всех остальных. Во весь рост аж 180 см при 75 кг веса.
Вся линейка партнёров от Toyota. Четвёртый нигде не упоминается, называется он "wire-operation system" (фото toyota.co.jp). |
Были использованы технологии корпораций NEC и Yaskawa Electric. Однако затраченные суммы не называются. О массовом производстве Toyota также предпочитает не распространяться.
В заключение нужно признать, что своё декабрьское обещание японцы выполнили, и дебют удался. Не сказать, что гуманоиды-увеселители ASIMO и QRIO теперь должны нервно курить в сторонке, но заметный шаг в направлении механических рабочих и помощников Toyota сделала. Хочется, чтоб не остановилась бы на достигнутом. Ведь труба зовёт.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru