Практика камеральных проверок показывает, что множество ошибок при расчете налога на прибыль связано с реализацией амортизируемого имущества. Особенно в случаях, когда от этой продажи получен убыток. О том, как правильно отразить эти операции в налоговом учете, рассказывает Ирина КИСЕЛЕВА.
Шаг 1. Считаем доходы
Как правило, порядок перехода права собственности на реализуемое имущество прописывают в договоре.
Но если такого пункта нет, то по умолчанию право собственности у покупателя возникает в момент передачи имущества (ст. 223 ГК). Обратите внимание: это может быть не только дата вручения вещи непосредственно приобретателю, но и сдача ее перевозчику или на почту для отправки покупателю (ст. 224 ГК).
У организации-продавца обязанность по уплате налога на прибыль возникает с момента перехода права собственности на объект к покупателю. Оформляют ее актом приемки-передачи основных средств. Выручку от продажи основных средств и расходы, связанные с их реализацией, учитывают обособленно по каждому объекту.
Шаг 2. Вычитаем расходы
Чтобы определить финансовый результат от реализации основных средств, доходы уменьшают на расходы. В расходы при этом включают (п. 1 ст. 268 НК):
- остаточную стоимость реализуемого имущества;
- сумму расходов, связанных с его продажей.
Остаточную стоимость рассчитывают на основе данных налогового учета. Ее определят так: из первоначальной стоимости вычитают начисленную амортизацию.
Расходы, связанные с реализацией имущества, могут быть такие. Например, при продаже здания договором или законодательством может быть предусмотрено проведение независимой оценки объекта. В этом случае фирма учтет затраты на экспертов по пункту 1 статьи 268 Налогового кодекса. В состав расходов можно включить суммы, уплаченные за снятие объекта с учета или регистрации. Если, конечно, этот порядок предусмотрен соответствующим законодательством или договором.
Можно учесть в затратах и сумму, уплаченную ранее по договорам страхования имущества. Дело в том, что после продажи основного средства права и обязанности по договору страхования переходят к покупателю (ст. 960 ГК). Поэтому расходы по страхованию реализованного объекта к продавцу уже не имеют никакого отношения. Эта ситуация может возникнуть, например, при продаже автотранспортных средств. С одной стороны, у продавца будут расходы по страховым взносам ОСАГО, уплаченным до конца срока действия договора страхования. Их учтем, как расходы, связанные с реализацией автомобиля. С другой стороны, после расторжения договора ОСАГО страховщик возмещает продавцу часть переплаченных страховых взносов. Их фирма учтет как внереализационные доходы.
Еще один вид затрат, который покупатель и продавец могут предусмотреть в договоре, — расходы по обслуживанию и транспортировке имущества до покупателя. С транспортировкой вроде бы все понятно. А вот расходы по обслуживанию могут возникнуть, например, при реализации недвижимости. Дело в том, что право собственности на объект недвижимости может перейти спустя несколько месяцев после фактической передачи по акту между продавцом и покупателем. Однако до момента получения документа о регистрации права собственности новым владельцем возникают расходы по коммунальным платежам. По взаимной договоренности их может учитывать фирма-продавец здания. При снятии объекта недвижимости с учета у продавца эти расходы можно включить в состав расходов, связанных с реализацией амортизируемого имущества (п. 1 ст. 268 НК).
Шаг 3. Учитываем финансовый результат
Прибыль или убыток от реализации амортизируемого имущества определяют на дату признания дохода на основании данных учета по каждому объекту. Если в результате продажи имущества получена прибыль, то ее включают в состав доходов от реализации.
Если был получен убыток, то его учитывают равными долями в течение определенного периода. Этот период рассчитывают так: из срока полезного использования имущества вычитают фактический срок его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК). Однако этого порядка следует придерживаться лишь при продаже амортизируемого имущества.
На цифрах
ООО «Ромашка» продает основное средство за 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). Его первоначальная стоимость — 200 000 руб., сумма начисленной амортизации к моменту продажи — 80 000 руб.
Срок полезного использования основного средства — пять лет. В «Активе» его эксплуатировали два года.
Убыток от продажи составит:
118 000 руб. – 18 000 руб. – (200 000 руб. – 80 000 руб.) = 20 000 руб.
Этот убыток нужно списывать равномерно в течение трех лет (5–2).
Ежемесячно «Ромашка» может уменьшать прибыль на 556 руб. (20 000 руб. / 3 года / 12 мес.).
Обратите внимание: убыток от продажи основных средств в бухгалтерском учете нужно включить в расходы единовременно. Ведь требования о частичном включении убытка в расходы в бухучете нет. Так что в этом случае фирме придется создавать отложенное налогообложение.
Шаг 4. Заполняем налоговые регистры
В налоговом учете данные о списании проданных основных средств отражают в трех налоговых регистрах:
- регистре учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав;
- регистре-расчете «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества»;
- регистре информации об объекте основных средств.
Если фирма получила убыток от продажи основного средства, то дополнительно заполняют регистр учета расходов будущих периодов.
Ирина КИСЕЛЕВА
Статья получена: Клерк.Ру