Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Учет расходов на маркетинговые услуги

 

Учет расходов на маркетинговые услуги

 

 

АГ «РАДА» /

Любую коммерческую организацию заботит увеличение объема продаж. С этой целью нередко проводятся маркетинговые исследования. О порядке их учета недавно рассказали подмосковные налоговики.

Письмо УМНС по Московской области от 29 марта 2003 г. № 04-23/06243 (далее – Письмо) называется «О налоге на прибыль и НДС».

загрузка...

 

 

На самом деле речь в нем идет о маркетинговых услугах.

Советы или угрозы

Нельзя сказать, что инспекторы дали ценные советы фирмам, как им учитывать при исчислении налога на прибыль расходы на маркетинговые услуги. В большей части в Письме приведены общие правила, которые применяются в отношении затрат при расчете этого налога. Так, они должны быть:

– экономически оправданы;

– документально подтверждены;

– произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По поводу ведения налогового учета налоговики также не дали полезной информации. Они просто переписали положения статьи 313 Налогового кодекса. В частности, здесь говорится, что подтверждением данных налогового учета являются:

– первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

– аналитические регистры налогового учета;

– расчет налоговой базы.

Судя по названию Письма, в нем должны быть разъяснения о том, что делать с НДС по маркетинговым услугам. Однако вопросу исчисления этого налога посвящен лишь один абзац. В нем инспекторы указали, что НДС рассчитывается и уплачивается в соответствии с главой 21 Налогового кодекса.

Зато налоговики не забыли напомнить фирмам об ответственности за использование схем ухода от налогов. Такая фраза дана неспроста. Дело в том, что фирмы порой заключают маркетинговые договоры с целью снижения налога на прибыль. И если их экономическую оправданность не подтвердить, то фирму оштрафуют. Примером может служить выигранное налоговиками дело, которое рассмотрел Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (постановление от 19 ноября 2003 г. № Ф03-А73/03-2/2811). Весомым аргументом инспекторов стал довод о том, что фирма не занималась выпуском продукции, в отношении которой оказывались маркетинговые услуги.

Чтобы избежать подобных неприятностей, нужно разобраться, что представляют собой маркетинговые услуги согласно законодательству. А также как их отражать в бухгалтерском и налоговом учете.

Понятие «маркетинг»

Отметим, что разные источники дают разные определения термину «маркетинг». Мы же будем исходить из того, что это прежде всего исследование рынка, которое проводится с целью увеличения сбыта продукции. Помимо этого маркетинговые исследования проводятся, когда фирма покупает основные средства или нематериальные активы. Дело в том, что покупателя интересуют цена и качество приобретений.

Маркетинговые исследования фирма может провести самостоятельно. Так обычно поступают крупные предприятия, в которых есть отдел маркетинга. Но небольшие фирмы, как правило, исследование рынка заказывают специализированным организациям. Обычно с ними заключается договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК). Мы рекомендуем в нем указать дату начала и окончания исследования. Ведь состояние рынка меняется, и запоздавшая информация может привести к принятию неверного решения.

Бухгалтерский учет маркетинговых услуг

В бухгалтерском учете маркетинговые исследования отражаются в зависимости от их содержания.

Расходы на маркетинг могут учитываться как:

– текущие затраты по реализации продукции (работ, услуг);

– затраты, направленные на будущую деятельность;

– затраты, связанные с приобретением имущества.

Учет текущих маркетинговых расходов

Текущие затраты по исследованию рынка следует учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности. Это следует из пункта 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», которое утверждено приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н.

Как мы уже отмечали, маркетинговые исследования обычно осуществляют с целью увеличения сбыта продукции. Поэтому их следует отражать на счете 44 «Расходы на продажу».

Пример

ЗАО «Милена» занимается производством и реализацией лечебной косметики. Проанализировав годовую отчетность, руководство выявило снижение объема продаж. Поэтому «Милена» 12 мая 2004 года заключила договор на оказание маркетинговых услуг с ООО «Консультант». По условиям договора «Консультант» проводит исследование рынка лечебной косметики. Стоимость услуг составляет 59 000 руб. (в том числе НДС 9000 руб.). Результаты исследования получены 28 мая 2004 года, в этот же день «Милена» перечислила за них деньги. Бухгалтер отразил эти операции следующим образом:

Дебет 44 Кредит 60

– 50 000 руб. (59 000 – 9000) – отражены затраты на маркетинговые исследования;

Дебет 19 Кредит 60

– 9000 руб. – отражена сумма НДС;

Дебет 60 Кредит 51

– 59 000 руб. – перечислено «Консультанту» за проведение маркетинговых исследований;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 9000 руб. – поставлен к зачету из бюджета НДС по маркетинговым услугам.

Маркетинговые исследования, связанные с будущей деятельностью

Многие организации не ограничиваются расширением рынка сбыта своих товаров. Они стремятся выйти на новые рынки, увеличить ассортимент своих товаров.

Если предприятие планирует деятельность в новых для нее секторах рынка, то расходы по их исследованию включаются в состав расходов будущих периодов. В соответствии с Планом счетов такие расходы учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов».

После начала продаж новой продукции маркетинговые расходы списываются на счета учета затрат. Их можно списать двумя способами:

– сразу всю сумму расходов;

– равными долями в течение определенного периода времени.

Выбранный метод утверждается приказом руководителя предприятия. Им же устанавливается и промежуток времени, в течение которого такие расходы должны быть списаны.

Пример

ООО «Мастер» решило заняться новым видом деятельности – изготовлением офисной мебели. Чтобы узнать перспективы этого бизнеса, «Мастер» заказал маркетинговое исследование данного рынка. Стоимость услуг составляет 35 400 руб. (в том числе НДС 5400 руб.), результаты исследований получены в июне 2004 года.

В учете бухгалтер «Мастера» сделал следующие записи:

Дебет 97 Кредит 60

– 30 000 руб. (35 400 – 5400) – отражены затраты на маркетинговое исследование в составе расходов будущих периодов;

Дебет 19 Кредит 60

– 5400 руб. – отражена сумма НДС;

Дебет 60 Кредит 51

– 35 400 руб. – оплачены маркетинговые услуги;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 5400 руб. – возмещен из бюджета НДС.

«Мастер» начал заниматься изготовлением офисной мебели с 1 июля 2004 года. Приказом руководителя расходы на маркетинг списываются ежемесячно равными долями в течение года. В конце каждого месяца бухгалтер «Мастера» будет делать запись:

Дебет 44 Кредит 97

– 2500 руб. (30 000 руб. : 12 мес.) – списана на расходы часть затрат по маркетинговым услугам.

Если маркетинговые исследования не привели к выпуску новой продукции, расходы по ним списываются на счет 91-2 «Прочие расходы». При этом порядок их отнесения на затраты не меняется.

Пример

Воспользуемся данными предыдущего примера. После получения результатов исследования ООО «Мастер» решило не заниматься изготовление офисной мебели. В соответствии с приказом руководителя расходы на маркетинг в таком случае списываются сразу.

В учете бухгалтер «Мастера» сделает такие проводки:

Дебет 97 Кредит 60

– 30 000 руб. (35 400 – 5400) – отражены затраты на маркетинговое исследование в составе расходов будущих периодов;

Дебет 19 Кредит 60

– 5400 руб. – отражена сумма НДС;

Дебет 60 Кредит 51

– 35 400 руб. – оплачены маркетинговые услуги;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 5400 руб. – возмещен из бюджета НДС.

После получения результатов исследования:

Дебет 91-2 Кредит 97

– 30 000 руб. – затраты по маркетинговым услугам отнесены к прочим расходам.

Маркетинговое исследование для приобретения имущества

Организация может провести маркетинговое исследование перед приобретением оборудования. При этом маркетинговые расходы включаются в их первоначальную стоимость. Такой вывод можно сделать из пункта 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н.

При покупке сырья и материалов расходы на маркетинг также увеличивают их фактическую себестоимость. Это следует из пункта 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н.

До приобретения имущества затраты на маркетинг учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов». В первоначальную стоимость имущества они включаются в момент покупки.

Пример

ЗАО «Передовик» решило приобрести станок для обработки металла. Для проведения обзора рынка предприятие привлекло своего сотрудника Петрова. За это ему была начислена зарплата в размере 8000 руб. (с учетом ЕСН).

Станок был куплен за 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.). В учете «Передовика» сделаны следующие записи:

Дебет 97 Кредит 70

– 8000 руб. – начислена зарплата Петрову за маркетинговое исследование (с учетом ЕСН);

Дебет 08 Кредит 60

– 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – отражены затраты по покупке станка;

Дебет 19 Кредит 60

– 18 000 руб. – отражена сумма НДС;

Дебет 08 Кредит 97

– 8000 руб. – зарплата сотрудника (с учетом ЕСН) включена в первоначальную стоимость станка;

Дебет 60 Кредит 51

– 118 000 руб. – оплачен станок;

Дебет 01 Кредит 08

– 108 000 руб. (100 000 + 8000) – станок введен в эксплуатацию;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 18 000 руб. – возмещен НДС из бюджета.

Маркетинговые услуги и налог на прибыль

В главе 25 Налогового кодекса не упоминаются конкретно маркетинговые услуги. Однако уменьшить налог на прибыль на суммы, которые фирма потратила с этой целью, можно. Дело в том, что из доходов вычитаются расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Такие траты упоминаются в подпункте 27 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса и являются прочими расходами. Поэтому, чтобы у вас не возникало проблем с налоговиками, мы советуем в договоре использовать формулировки Налогового кодекса.

Затраты на маркетинговые исследования в соответствии с пунктом 1 статьи 318 Налогового кодекса являются косвенными. Если фирма использует метод начисления, расходы на маркетинг уменьшают облагаемую налогом прибыль в том периоде, в котором начислены. При кассовом методе – в котором оплачены.

Исключением является случай, когда маркетинговые исследования связаны с приобретением основных средств или нематериальных активов. Такие расходы включаются в их стоимость. Это следует из пунктов 1 и 3 статьи 257 Налогового кодекса. Здесь говорится, что первоначальная стоимость основного средства (нематериального актива) определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. При этом расходы на маркетинговые исследования будут уменьшать облагаемую налогом прибыль в момент начисления амортизации.

Т.А. Аверина, эксперт АГ «РАДА»


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Учет расходов на маркетинговые услуги":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Бухгалтерский и налоговый учет маркетинговых услуг

Источник: Издательский дом Налоговый Вестник / Е. В.

» Бухгалтерия и аудит - 5097 - читать


Бухгалтерский и налоговый учет расходов на услуги связи

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения». / Практически все коммерческие организации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности пользуются услугами связи. Как правильно отразить расходы на услуги связи в бухгалтерском учете и избежать ошибок при налогообложении? Какие необходимо оформить документы?

» Бухгалтерия и аудит - 5621 - читать


Расходы на маркетинговые услуги

Е. БУКАЧ, эксперт "ЭЖ Приложение к еженедельнику "Экономика и жизнь" - "Бухгалтерское приложение", N 14, 2006 г. Расходы на маркетинг у налоговиков всегда вызывают огромный интерес.

» Бухгалтерия и аудит - 2644 - читать


Учет расходов на аудиторские услуги

АГ «РАДА» / Нередко фирмы пользуются услугами аудиторов. Их цена довольно высока. Поэтому важно правильно учесть такие услуги.

» Бухгалтерия и аудит - 2213 - читать


Учет расходов на банковские услуги

АГ «РАДА» / Плата за услуги банка – обычная статья расходов фирмы. Однако их учет не так прост, как кажется на первый взгляд. Мы поможем вам разобраться.

» Бухгалтерия и аудит - 7591 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Учет расходов на маркетинговые услуги

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru