Т. Аверина, эксперт ПБ
Любая фирма заинтересована в росте объема продаж. Поэтому желание руководства, чтобы о товарах, работах или услугах компании узнало как можно больше людей, вполне понятно. В этом поможет создание сайта в Интернете.
Для того чтобы сайт заработал, фирме придется потратиться:
- на его разработку;
- на регистрацию доменного имени;
- на размещение и поддержание сайта в Интернете.
Разработка сайта
Фирма может создать сайт своими силами. Однако в большинстве случаев такую работу поручают сторонней организации.
В бухгалтерском учете затраты на разработку сайта учитывают либо в составе нематериальных активов, либо в расходах по обычным видам деятельности. В первом случае должны быть выполнены условия, которые перечислены в пункте 3 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов». Как правило, основной акцент делается на том, имеет фирма исключительные права на сайт или нет. При наличии таких прав организация получит нематериальный актив. А при их отсутствии затраты на создание сайта учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов». Далее затраты списывают на счет 44 «Расходы на продажу» в течение срока, который указан в договоре с владельцем исключительных прав.
В налоговом учете сайт можно учесть в составе нематериальных активов, если фирма имеет исключительные права на него (п. 3 ст. 257 НК РФ). В противном случае сайт нужно учесть в составе прочих расходов, так как организация использует его в деятельности, направленной на получение дохода.
Присваиваем имя
После создания сайта нужно присвоить ему имя. Оно называется доменным. Имя должно быть уникальным и давать представление о названии организации, ее товарах, услугах и т. д. Доменное имя не является нематериальным активом. Об этом говорится в письме Минфина России от 26 марта 2002 г. № 16-00-14/ 107. В бухгалтерском учете стоимость домена учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов», так как регистрируют имя на год.
В течение года эти расходы списывают равными долями на счет 44 «Расходы на продажу».
В налоговом учете оплата домена относится к прочим расходам. Причем налоговое ведомство считает, что учесть их сразу нельзя. Расходы на оплату домена будут уменьшать налогооблагаемую прибыль постепенно равными долями в течение срока действия регистрации. Об этом говорится в письме УМНС по г. Москве от 7 мая 2003 г. № 26-12/25025. При этом инспекторы ссылаются на пункт 1 статьи 272 Налогового кодекса. Хотя эта норма касается тех фирм, которые считают налог на прибыль по методу начисления. По нашему мнению, организациям, применяющим кассовый метод, следует учитывать затраты на регистрацию домена в момент оплаты.
Оплачиваем хостинг
Размещение сайта в Интернете и его дальнейшую техническую поддержку выполняет организация-провайдер. С ней заключают договор на услуги хостинга. Расходы на их оплату отражают по дебету счета 44 «Расходы на продажу».
В налоговом учете услуги по доступу в Интернет учитываются как прочие расходы. В приведенном письме столичные налоговики выразили мнение, что эти затраты нужно учитывать при исчислении налога на прибыль также равными долями. Хотя статью 272 Налогового кодекса, на которую они ссылаются, применяют фирмы, которые используют метод начисления. В то время как кассовый метод предполагает учет расходов при их оплате.
Оплата товара
Итак, сайт заработал. Его просматривают покупатели и знакомятся с предлагаемой продукцией. Однако сайт может быть не только средством информации, с его помощью можно торговать, то есть фирма будет иметь свой интернет-магазин.
Если товар понравился покупателям, они оформляют заявку и направляют ее продавцу. Диспетчер виртуального магазина связывается с клиентом и уточняет наименование выбранного товара, а также время доставки и способ оплаты.
Покупатель может рассчитаться с продавцом, например, наличными. На практике это выглядит так. Товар доставляют покупателю домой. При его получении клиент передает курьеру деньги. В этот момент нужно отдать покупателю кассовый чек. Такое правило указано в статье 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ о применении кассовой техники.
Другой способ расчетов за товар – оплата по банковским карточкам. Для этого магазин должен зарегистрироваться в системе электронных платежей и получить личный код. Кроме того, организация должна заключить с банком договор эквайринга. По этому договору фирме открывают счет, куда будут поступать платежи по кредитным картам покупателей. Банк ежедневно направляет интернет-магазину выписку о проведенных операциях. На ее основании продавец отгружает товар покупателю.
Также возможен еще один вариант оплаты товара – с помощью так называемых «электронных» денег. Для этого магазин должен вначале зарегистрироваться в одной из платежных электронных систем. Далее он указывает на своем сайте название электронной системы, чтобы покупатель мог ею пользоваться.
Покупатель, который желает расплатиться через Интернет, должен быть зарегистрирован в той же электронной системе, что и продавец. Перед тем как отправиться за покупками в виртуальный магазин, клиент пополняет свой электронный кошелек. Сделать это он может несколькими способами. Например, приобрести и активировать специальную карточку (наподобие оплаты мобильного телефона), перечислить деньги почтовым или банковским переводом, внести с кредитной карточки.
Получив от покупателя заказ, интернет-магазин обращается к администратору электронной системы платежей. По требованию продавца администратор перечисляет деньги на его банковский счет. За эту операцию с магазина берется комиссия. Ее бухгалтерский и налоговый учет ведется так же, как и учет банковских комиссий.
Обратите внимание: если организация-администратор не является банком (кредитной организацией), то она обязана начислить НДС на сумму комиссии. Следовательно, интернет-магазины могут принять этот НДС к вычету при наличии счета-фактуры.
Статья получена: Клерк.Ру