Креативные способности налоговиков восхищают. Они умудряются увеличить бюджетные поступления за счет пациентов психбольниц и обложить налогом на добавленную стоимость медвытрезвители; пытаются продать в счет недоимки имущество тюрем и выставляют счета родителям отличников, которые экономят на плате за обучение талантливых детей. Выдумывая все более экзотические способы пополнения казны, сотрудники налоговой службы думают, что выполняют свой долг. Никто им не может объяснить, что их долг на самом деле иной — следить за соблюдением налогового законодательства.
Ни в Налоговом кодексе, ни в законе о налоговых органах не сказано, что чиновники Федеральной налоговой службы (ФНС) обязаны заботиться о пополнении казны или тем более выполнять какие-то бюджетные задания.
Вопреки расхожему мнению, налоговая служба вообще не фискальный орган. Основные обязанности налоговиков перечислены в статье 32 Налогового кодекса и сводятся к тому, чтобы, во-первых, самим не нарушать закон, а во-вторых, следить, чтобы его не нарушали плательщики. Другими словами, выполнять классические задачи надзорного органа.
Кроме того, чиновники должны вести учет организаций и граждан, бесплатно информировать их по всем налоговым вопросам, возвращать переплаченные налоги, соблюдать налоговую тайну, выдавать акты проверок и уведомления об уплате налогов и, наконец, сообщать в компетентные органы о признаках преступлений. И все.
Тем не менее правительство и депутаты ежегодно устанавливают для чиновников ФНС не только задание по сбору налогов, но и задание по взысканию штрафов и пени. Даже если никто не будет нарушать закон, ФНС все равно придется взыскать с кого-нибудь штраф. Таково задание.
Дополнительная фискальная функция ФНС, о которой умалчивают законы, часто противоречит ее главной обязанности — исполнять закон. Руководители службы шлют своим подчиненным письма или телефонограммы с требованием прекратить возмещение НДС вплоть до особого распоряжения.
Другими словами, нарушить закон в связи с бюджетной необходимостью. Информируя подчиненных об очередном решении Высшего арбитражного суда в пользу налогоплательщика, руководители ФНС любят приписывать в конце письма, что это решение касается конкретной компании и не имеет к остальным никакого отношения. И хотя налоговые споры, как правило, шаблонны, чиновники продолжают настаивать на неверном толковании закона, раз за разом проигрывая в суде.
Акты налоговых проверок начинают напоминать “письма счастья”. “Заплатите рубль, и будет вам счастье”, — обещают налоговики в надежде, что кто-то не захочет ссориться с инспектором, а кому-то дешевле заплатить, чем затевать судебный спор. Когда закон на стороне налогоплательщика, а задача инспектора — наполнить бюджет и при этом выполнить закон, ФНС попадает в классическое положение конфликта интересов.
Проблема в том, что размер собранных налогов — самый простой и очевидный критерий, по которому можно оценить труд инспектора. И если отменить налоговые планы, то у чиновников может пропасть стимул работать.
Однако в России есть и другие надзорные органы, которые успешно работают без правительственных заданий. Никто не устанавливает перед Федеральной службой страхового надзора или Федеральной службой по финансовым рынкам квартальные планы по отзыву лицензий. И те и другие обязаны следить за исполнением профильного законодательства, т. е. делать ровно то же самое, что должна делать и ФНС.
Отмена заданий для МНС многим покажется утопией. Но кто будет отрицать, что налоговый инспектор, пришедший с проверкой, должен руководствоваться законом, а не желанием выполнить план любой ценой.
Президент поручил правительству навести порядок в правилах налогового администрирования. Самое время задуматься о том, что в действительности является критерием хорошей работы ФНС.
Статья получена: Клерк.Ру