Н. Гриценко
Тема выездной налоговой проверки без преувеличения актуальна и злободневна для каждой организации. Тем более накануне начала очередного сезона «гастролей» налоговиков.
К сожалению, бухгалтер не всегда досконально знает свои права и обязанности. Именно это и дает налоговым инспекторам преимущество при проверках.
Попробуем помочь работникам учета быть во всеоружии при беседе с контролерами.
Как известно, проверкой могут быть охвачены лишь три последних года. Но не все знакомы с таким нюансом, что законодатели имеют в виду три полных календарных года, предшествующих проверяемому периоду (ст. 87 НК). То есть, если проверка проходит в 2005-м, инспекторы имеют право запросить и исследовать документы за 2002, 2003, 2004 и 2005 годы.
Повторная проверка того же налога за тот же период запрещается. Исключений может быть всего два. Первое – если проверку проводит вышестоящий налоговый орган в порядке контроля нижестоящего. Второе – в случае реорганизации или ликвидации предприятия-налогоплательщика (ст. 87 НК).
Все причины хороши, выбирай на вкус
Итак, по каким критериям налоговая инспекция выбирает «жертву»? Большая вероятность, что фирма будет подвергнута камеральной либо выездной проверке в следующих случаях:
- систематически не сдается отчетность;
- сдаются «нулевые» налоговые декларации;
- отчеты содержат явные ошибки и несоответствия.
Также скорее всего будут проверены компании, которые ликвидируются или реорганизуются. Не обделят вниманием организации, переходящие под контроль другой налоговой инспекции.
Испытание фирмы начинается с момента, когда инспектор вручает руководителю решение о проверке. Имейте в виду: ревизовать компанию могут только лица, указанные в данном решении.
Выездная проверка может продолжаться не более двух месяцев. Вышестоящий орган в исключительных случаях (которые пока четко не определены) может продлить этот срок до трех месяцев. Если предприятие имеет филиалы, то на каждый из них прибавляется по одному дополнительному месяцу.
Представители налоговой службы при проверке имеют право осматривать помещение, проводить инвентаризацию, делать выемку документов. При выемке обязательно должны быть составлены протокол и опись. Бухгалтеру лучше не отдавать оригиналы документов, тем более что вы имеете на это полное право. Достаточно сделать необходимые копии и заверить их печатью и подписью руководителя. На подготовку документов фирме отводится пять дней.
Последняя возможность добровольно заплатить штраф
Закончив ревизию, инспекторы составляют справку, где указывают дату начала и окончания проверки, начисления каких налогов и за какие периоды проверялись. На ее основании контролеры заполняют акт налоговой проверки. Его подписывают инспектор и руководитель организации.
Согласно статье 101 Налогового кодекса, по результатам проверки начальник налоговой службы выносит одно из трех возможных решений. Первое – отказ от привлечения к ответственности. Второе – привлечение к ответственности. Третье – контролеры будут проводить дополнительные мероприятия налогового контроля, например проверку других документов. В последнем случае инспектор обязан предъявить бухгалтеру новое требование.
В статье 92 Налогового кодекса сказано, что инспектор вправе осматривать территории и помещения фирмы, в отношении которой проводится налоговая проверка, а также документы и предметы. Это нужно, чтобы выяснить все обстоятельства, имеющие значение для полноты контроля.
Осмотр вне рамок выездной налоговой проверки возможен только в случае, если документы и предметы инспектор получил ранее. Например, когда проводил другие формы контроля. Также владелец этих предметов должен быть согласен на проведение осмотра.
Имейте в виду: вы можете обжаловать решение по выездной налоговой проверке, если во время ее проведения были нарушения процессуального характера. Действуйте таким же образом, если в материалах фигурируют документы или предметы, полученные налоговиками вне рамок ревизии. Особенно когда в процессе не участвовали понятые и законные представители лица, владеющего данным помещением.
Пример успешного судебного спора приведен
в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 2 июня 2005 г. № Ф04-2721/2005 (10912-А70-29). В нем сказано, что, согласно пункту 4 статьи 82 Налогового кодекса, при проверках не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о фирме. Тем более если эти данные получены в нарушение положений Конституции, Налогового кодекса и других федеральных законов. Но надо отметить, что обеспечить свободный доступ проверяющих к документам организации в ваших интересах.
Предъявленные к доплате налоги и пени могут быть сняты с расчетного счета в безакцептном порядке, то есть без согласия фирмы. Что касается штрафов, то пока без постановления суда налоговая инспекция не может взять их с расчетного счета фирмы. Правда, это будет продолжаться только до конца 2005 года.
Потом вступит в силу закон о досудебном взыскании штрафов. Напомним, его инициатором еще весной выступил Президент России Владимир Путин.
С 1 января 2006-го штрафы до 50 000 рублей по одному налогу в одном периоде станут взимать без согласия компании. Помимо налоговых инспекторов штрафовать без суда смогут и сотрудники Пенсионного фонда. Им также дали право в бесспорном порядке взыскивать недоимку пеней и штрафов без ограничений по сроку давности. Несмотря на то что этот момент категорически не устраивает бухгалтеров, решение уже принято. В следующем году, видимо, бюджет будет неплохо пополнен благодаря этой новой статье доходов.
внимание
Интересная позиция по вопросу о сроках проведения проверки отражена в постановлении Конституционного Суда от 16 июля 2004 г. № 14-П. Оно определяет, что время пребывания инспекторов надо рассчитывать с учетом их фактического нахождения на территории предприятия. То есть если проверяющие присутствуют один-два раза в неделю, то проверка вполне может затянуться более чем на год.
внимание
Вероятность, что по результатам визита контролеров фирме начислят или доначислят налоги, штрафы, пени, очень большая. Это связано с тем, что у налоговиков существует негласное требование проводить как можно меньше выездных проверок вхолостую. Ведь эти мероприятия недешевы, и их необходимо экономически оправдать. Зная об этом, многие бухгалтеры специально делают мелкие недочеты в отчетности для того, чтобы переключить на них внимание проверяющих. В таком случае если количество найденных ошибок инспектора удовлетворит, то скорее всего «глубоко копать» остальные документы он не будет.
Статья получена: Клерк.Ру