«Учет в туризме» №3, 2005
В этом году вступили в силу важные поправки, внесенные в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей»). Поскольку частные лица являются основными клиентами турфирм и этот Закон распространяется на них, мы хотели бы прокомментировать в нашей статье те изменения, которые непосредственно затронули деятельность в турбизнесе.
Цена путевок, билетов и услуг
Теперь цена путевок, билетов и услуг турфирмы должна быть обязательно указана в рублях. Это следует из обновленной статьи 10 Закона «О защите прав потребителей».
Надо сказать, что для турфирм такое, казалось бы, незначительное изменение вызывает массу неудобств. Дело в том, что в туристическом бизнесе многие фирмы работают с иностранными партнерами, которые определяют цену на свои услуги в иностранной валюте. А в условиях постоянного колебания курсов иностранных валют указывать в рублях цену, к примеру, на путевки означает, что турфирме придется постоянно пересчитывать по текущему курсу стоимость услуг, входящих в тур.
Что здесь посоветовать? Можно, например, указывать цены в каталоге в условных единицах, а к нему делать бумажную распечатку цен в рублях. Конечно, для этого фирме придется воспользоваться какой-то программой, чтобы она автоматически пересчитывала цены на туры по вновь заданному курсу. Да и в каталоге обязательно пропишите, что рублевые цены на указанные в нем путевки приводятся в приложении.
Возмещение расходов фирмы, если клиент отказался от договора
Несколько изменен пункт 4 статьи 28 Закона «О защите прав потребителей», где установлено, что клиент не обязан компенсировать фирме фактически понесенные расходы, если он отказывается от договора (ранее звучало «при расторжении договора»). Однако общий смысл это не меняет: фирма не может удерживать фактически понесенные расходы по договору в случае отказа потребителя от его исполнения. Однако обратите внимание: это положение применяется лишь тогда, когда турфирма нарушила сроки исполнения своих обязательств по договору. Например, организовала туристу путешествие, скажем, с 15 сентября вместо установленного в договоре срока 10 сентября.
Если же турфирма выполняет свои обязательства в срок, а турист по своим причинам отказывается от договора, то в этом случае он обязан возместить турфирме фактически понесенные ею затраты. Эта норма прописана в статье 782 Гражданского кодекса РФ.
Размер штрафа с фирмы в случае судебного разбирательства
Если турфирма отказалась удовлетворить претензию клиента*, он может обратиться с иском в суд. И если суд признает требование клиента правомерным, с турфирмы взыщут штраф – 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу туриста. Это теперь закреплено в пункте 6 статьи 13 Закона «О защите прав потребителей».
Надо сказать, что раньше штраф был вдвое больше: он составлял всю цену иска. Однако суд мог решать, взыскивать такой штраф или нет. Теперь же штраф будет взыскиваться в обязательном порядке. Поэтому турфирмам можно порекомендовать быть более внимательными к претензиям туристов. И если вы видите, что они обоснованны, нет смысла доводить дело до суда: лучше (и дешевле) удовлетворить требования клиента.
В заключение
Как видите, изменения, внесенные в Закон «О защите прав потребителей», в основном расширили права граждан и возможность защиты их интересов при возникновении конфликта с фирмами.
Поэтому фирмам следует уделять более пристальное внимание оформлению договорных отношений с клиентами, в том числе грамотно отражать в них права и обязанности сторон.
Контактный телефон: (095) 101-30-47.
ИСК ОТ ОБЩЕСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Не каждый турист может грамотно подготовить исковое заявление в суд и отстаивать свои права во время судебного разбирательства. Поэтому некоторые граждане, чьи права были нарушены, обращаются в общества защиты прав потребителей. В этом случае штраф (в размере 50% от суммы, присужденной истцу) взыскивается с ответчика (турфирмы) в пользу такого общества.
Статья получена: Клерк.Ру