«Ничего из этого не выйдет и зачем это вообще нужно» - подобная реакция обязательно бывает на любое новое дело. Наверняка, найдутся и бухгалтеры, которые скептически отнесутся к идее указать налоговым инспекциям на их недоработки. И наверняка будут вопросы, ответы на которые могут стать решающими при выборе: принимать участие в голосовании или нет. Отвечаем сомневающимся.
Предположим, рейтинг инспекций будет составлен.
Но разве по большому счету рейтинг что-то изменит? Стоит ли овчинка выделки?
Конечно, по мановению волшебной палочки рай на земле не установить. Но если ничего не делать, то уж точно ничего не изменится. Между тем мотивировать инспекторов с помощью соцопросов вести себя более вежливо, подтягивать свою квалификацию, результаты которых публикуются и широко обсуждаются общественностью, чиновниками, депутатами – задача весьма реальная. Почему хотя бы не попробовать ее решить? Тем более что участие в голосовании требует всего несколько минут времени.
Насколько объективен рейтинг? Можно ли ставить оценку инспекции, если по ней всего несколько отзывов?
Погрешность есть в любом статистическом исследовании. Чем меньше отзывов по конкретной инспекции, тем, погрешность, естественно выше. Но если все, кто поучаствовал в голосовании, недовольны – то вряд ли можно игнорировать такой результат, независимо от количества голосующих.
Вместе с тем «Главбух» сделал все, чтобы выборка была как можно более репрезентативной. В этом году форма для голосования рассылается по всему тиражу журнала «Главбух» (178 000 экземпляров), кроме того, около 500 000 анкет будет роздано в налоговых инспекциях, а всего распространят миллион бумажных бланков. Помимо этого, голосовать можно будет в Интернете (Клерк.ру активно поддерживает это онлайн-голосование).
Допустим, в одной инспекции все время очереди, зато стенды отличные. В другой – наоборот, очередей нет, а информации нужной не найдешь. Как будет складываться итоговая оценка?
Итоговая оценка будет зависеть от общего количества положительных отзывов по различным показателям. Вместе с тем будет ясно видно, что происходит в инспекции по отдельным характеристикам. Иначе говоря, за что налоговый орган нужно хвалить, а за что – ругать.
Проверяемые всегда недовольны проверяющими – какой смысл спрашивать налогоплательщиков о налоговых органах? Они, конечно, скажут, что инспекции - плохие.
Это не так. Бухгалтеры совершенно не заинтересованы в конфронтации с налоговыми инспекциями. Да, во многих ситуациях они спорят с инспекторами, защищая интересы компании, в которой работают. Вызвано это тем, что наше налоговое законодательство порождает двоякое толкование новых норм, и, естественно, главбух защищает ту позицию, которая позволяет на законных основаниях снизить налоговую нагрузку компании. Но это обстоятельство никак не мешает бухгалтерам высоко ценить вежливых, грамотных, компетентных налоговых инспекторов.
Поэтому и рейтинг дает возможность отметить не только инспекции, которые работают плохо, но, что даже важнее, – те, на которые другие должны равняться. Более того, с этого года участие в рейтинге дает бухгалтерам возможность поименно назвать лучших инспекторов.
Какой смысл бороться за вежливость, удобство инспекций и пр.? Решать вопросы «по сути» компании все равно будут с помощью взяток – какими бы любезными и квалифицированными инспекторы ни стали.
Если вас устраивает решать все вопросы взятками и при этом еще выносить хамство – то вам, действительно, нет никакого смысла участвовать в составлении рейтинга.
Как будет производиться подсчет голосов? Мы доверяем «Главбуху», но ведь не редакция будет этим непосредственно заниматься.
Данные анкеты сканируются и далее обрабатываются исключительно автоматически. Ошибки, фальсификация результатов просто невозможны – человеческий фактор исключен.
На вопросы скептиков отвечала редакция журнала «Главбух»
Статья получена: Клерк.Ру