Елена Хуторных
Российских банкиров заботит не только территориальная экспансия, но и улучшение сервиса в региональных отделениях. Одно из направлений, над которым сегодня все активнее работают банки,— возможность для клиента распоряжаться вкладом в любом отделении банка, независимо от того, где он был открыт. Банкиры считают, что со временем сервис станет общей практикой, а в банках с зарубежными корнями он предусмотрен изначально.
Российские банкиры не хотят отставать от технологий западных коллег. Крупные сетевые банки озаботились проблемой привязки вкладчиков к конкретному отделению, опасаясь проиграть в конкурентной борьбе банкам с иностранным капиталом.
Для клиентов большинства иностранных сетевых банков возможность распоряжаться своими вкладами в любом отделении банка, не имея пластиковой карты, далеко не нова. А для вкладчиков российских банков это пока не стало правилом. Клиентам, открывшим вклад в одном из офисов, часто приходится закрывать, пополнять или пролонгировать вклад именно в этом отделении. Но банкиры уже работают над тем, чтобы управление счетами и вкладами, не привязанными к картам, стало доступно в любом региональном офисе. Например, Альфабанк уже сделал доступными розничным клиентам все свои услуги, независимо от региона присутствия. Внешторгбанк 24 запустил во всех своих точках технологию, позволяющую не привязывать вкладчика к конкретному отделению.
Внедрять доступ к вкладам из любого отделения банкиры начали примерно в 2004 году.
Одним из первых стал Газпромбанк, где услуга доступа к вкладу из любого отделения, названная «денежный перевод „Регион”», действует с мая 2004 года. «Услуга не привязывает клиента к одному офису.
Находясь в любой точке, где есть офис Газпромбанка, клиент может закрыть вклад, продлить его или перевести в другое отделение»,— говорит вицепрезидент банка Алексей Зайков. По данным банка, услуга перевода денег в зоне действия одного филиала бесплатна, а за переводы между филиалами сумм вклада взимается комиссия 1,5%. Переводы вкладов между разными банками — вопрос будущего, говорит Зайков.
Другие крупные банки также работают в этом направлении. «В октябре 2005 года Внешторгбанк 24 ввел во всех московских офисах технологию экстерриториального обслуживания. Она позволяет клиентам проводить операции по счетам в любом офисе банка, независимо от того, в каком именно офисе был открыт счет»,— говорит замначальника управления методологии и развития пассивных и комиссионных операций Внешторгбанка 24Юлия Китник. Со второго квартала 2006 года банк распространил услугу на всю сеть своих офисов в регионах. Сама услуга для клиентов бесплатна, а операции, проводимые с ее помощью, тарифицируются стандартно, говорит Китник.
Кроме того, еще со времен Гутабанка в ВТБ 24 действует система «Телебанк», открыв вклад в которой, можно получить доступ к своему вкладу в любом регионе и через интернет, и посетив отделение банка.
В Импэксбанке возможность распоряжаться вкладом в любом отделении есть пока только у жителей столицы. Все московские отделения подключены к одному серверу, благодаря которому информация о клиенте доступна в любом столичном офисе банка. Однако в банке говорят, что распространять сервис на регионы пока не готовы. Технологически это слишком сложно, поскольку у банка очень большая сеть отделений; банкам с небольшой сетью подключить все отделения к одной компьютерной системе проще. Действительно, ряд региональных банков уже предоставляет возможность клиентам закрыть или пополнить вклад без привязки к отделению. Такой сервис есть в банке «Центр-инвест» в Ростове-наДону (девять филиалов, 39 отделений), Челябинвестбанке (10 филиалов, 18 отделений), Воронежпромбанке (восемь отделений).
Доступ к вкладу из любого офиса банка удобен как дополнительный сервис для клиентов, отметил первый зампредправления Инвестсбербанка Константин Богомазов. «Возможно, мы будем вводить такую услугу, но не в ближайшем будущем. У Инвестсбербанка пока не так много филиалов в регионах, чтобы услуга управления вкладом из любого отделения стала приоритетной задачей»,— говорит он. Кроме того, ее внедрение потребует дополнительной доработки программного обеспечения. Кроме того, по словам банкиров, нужно продумать, как средства клиентов по межрегиональным операциям будут учитываться на балансе филиалов.
«Любая мобильность в управлении счетами интересна и для банка, и для клиента и будет востребована. За такими услугами будущее»,— считает вице-президент Связь-банка Игорь Ключников. «Мы будем внедрять этот сервис после того, как завершим перевод всех региональных отделений на новое программное обеспечение»,— говорит вице-президент Связь-банка Аркадий Комягинский. По его словам, работа начнется в первом квартале 2007 года.
Статья получена: Клерк.Ру