Сегодня можно смело утверждать, что в России вскоре будет создана система страхования вкладов — Госдума прошлого созыва «под занавес» приняла столь необходимый закон. Политический и макроэкономический эффект от создания системы страхования вкладов очевиден. Однако банкиров и аналитиков больше волнуют прикладные последствия: как изменятся ситуация на рынке банковских вкладов и эффективность розничного бизнеса?
Прежде всего посмотрим на существующий пейзаж рынка ликвидных сбережений населения в России. Традиционно у него две основные альтернативные составляющие — покупка наличной иностранной валюты и банковские вклады.
Последние два года сбережения раскладывались между этими двумя корзинами практически поровну, хотя некоторое предпочтение отдавалось иностранной валюте. С начала 2003 года мы наблюдаем резкие структурные изменения. Это очевидный результат укрепления российского рубля по отношению к иностранным валютам и прежде всего к американскому доллару. Доля прироста сбережений в валюте упала вдвое, до 25%.
Однако банковские вклады не смогли компенсировать потерю интереса к иностранной валюте. В результате около $6—7 млрд. ушли на другие рынки: прежде всего на рынок недвижимости и в сферу личного потребления. Можно сказать, что вклады показались населению не настолько гарантированным и предпочтительным инструментом.
В настоящее время рынок ликвидных сбережений населения в России можно оценить в $70 млрд. Из них на банковские вклады приходится $47 млрд., $23—25 млрд. — сбережения под матрасами. Последняя оценка близка к результатам опросов, организованных в России АмЕх в начале минувшего года.
В наступившем году ликвидные сбережения могут увеличиться еще на $20 млрд. Вопрос — сколько из них получит банковская система? Реальным союзником банков в борьбе за клиента действительно должна стать система страхования вкладов. Момент для этого достаточно удобный.
Следующая позиция для изучения — какие предпочтения отдают вкладчики при размещении вкладов в банковской системе?
За последний год произошел существенный рост депозитов, размещаемых на срок более одного года, их доля выросла с 35 до 42%. Однако весь этот рост был обеспечен вкладами в иностранной валюте. В сегменте вкладов до года ситуация обратная — опережающий рост вкладов в национальной валюте.
Таким образом налицо две тенденции:
- население России начало делать долгосрочные сбережения;
- в вопросе сохранности сбережений население ведет себя достаточно консервативно и по—прежнему предпочитает иностранную валюту, но уже в форме вкладов.
Введение системы страхования вкладов, видимо, усилит и ту, и другую тенденцию. Можно предположить, что через два года уже четверть сбережений будут размещены в долгосрочные вклады в иностранной валюте. Переход в рублевые долгосрочные сбережения может быть растянут на 5—7 лет и зависит только от очевидных успехов российской экономики.
Теперь о том, как распределяются банковские вклады по системе. Очевидно, что крупнейшим игроком на рынке пока остается Сбербанк, хотя его доля сокращается на 3—4% в год — причем по рублям быстрее, нежели по валюте. Половину оставшегося после Сбербанка рынка контролируют 20 банков. Всего же на розничном рынке замечено 250 активных игроков, из которых лишь половина представлена столичными банками. Их доля на рынке больше, чем у региональных банков — две трети рынка. Однако в последний год москвичей стали теснить региональные банки, а система страхования вкладов скорее всего усилит эту тенденцию.
Теперь о том, какие изменения на рынке произойдут после введения системы гарантирования вкладов. Напомню основные характеристики закона. Каждому вкладчику гарантируется возврат его вкладов в одном банке на сумму в 100 000 рублей (это чуть более $3 тысяч). Этот уровень страховки позволит гарантировать возврат сбережений примерно для 85—90% российских вкладчиков. По суммам это будет около 10—15% всех депозитов. Приведенные цифры носят оценочный характер, точную картину мы получим только после вступления основного числа банков в систему страхования вкладов. В фонд страхования вкладов банки будут отчислять 0,6% от среднего размера депозитов за год.
Какой реакции на ведение системы гарантирования вкладов можно ждать от населения — и от банкиров? Ее можно моделировать, исходя из опыта введения системы гарантирования депозитов в странах СНГ и в самой России. Напомню, что в рамках реструктуризации банков за три года АРКО обкатана аналогичная экспериментальная модель.
Итак, первая реакция населения — рост доли вкладов, эквивалентных сумме гарантий, т.е. вкладов в $3 тысяч. Одновременно банкирам требуется готовиться к тому, что вклады до $20 тысяч будут дробиться. Стратегия вкладчика будет состоять в следующем: он будет либо дробить свой депозит в одном банке на членов семьи, либо разносить сбережения по разным банкам. Поэтому одной из основных задач банков на розничном рынке станет удержание клиента. Здесь самая простая и эффективная возможность — введение повышенной процентной ставки по «родственным» вкладам.
Вторая реакция — перемещение части денег из матрасов в банковскую систему.
Потенциал перетока средств из матрасов в депозиты не менее $20 млрд. Из них примерно $5—10 млрд. может быть привлечено в банковскую систему благодаря системе страхования вкладов. Так что в ближайшие годы банковская система может рассчитывать на дополнительный 15—процентный рост вкладов.
Можно прогнозировать, что основные преимущества здесь получат банки, первыми вступившие в систему страхования вкладов и соответствующим образом позиционирующие себя на рынке.
Третья реакция — отток части вкладов из Сбербанка России. Если качество стандартного банковского обслуживания в Сбербанке не улучшится, его неминуемо начнут покидать вкладчики с суммой сбережений в $3—6 тысяч. После полной отмены государственных гарантий, которая произойдет в 2007 году, этот процесс перекинется на более крупные вклады. При этом можно прогнозировать, что многие вкладчики Сбербанка вначале предпочтут дочерние банки ведущих иностранных банков, действующих в России. Их будут рассматривать как альтернативу повышения гарантий сохранности своих сбережений. Думаю, рынок почувствует это к концу 2004 года.
Четвертая реакция — с введением в России системы страхования вкладов усилится роль рубля как резервной валюты для стран, образованных после развала СССР. За эти сбережения российские банки могут побороться, но только привлекая вклады на территории России. Однако вначале этот приток вряд ли будет значительным.
А теперь о том, какая будет дополнительная реакция банкиров.
Во—первых, выравнивание процентных ставок между Сбербанком и остальными банками. С одной стороны, Сбербанк будет вынужден поднять ставки по вкладам, чтобы сохранить клиентов. С другой, у всех банков появится желание переложить бремя расходов отчислений в систему гарантирования именно на вкладчика. Однако ему будет противостоять задача удержать клиента. Поэтому скорее всего в первые полтора—два года банки будут удерживать процентные ставки. Их снижение и перекладывание части расходов на отчисления по страхованию произойдут позднее, когда осядет пыль и перераспределение вкладов по банковской системе примет другие очертания.
Второе возможное изменение в банковском бизнесе — рост фондов банковского управления. Банки объективно заинтересованы в снижении отчислений в систему страхования вкладов и обязательно будут активно предлагать крупным вкладчикам иные программы обслуживания. Для клиента со вкладом в $100 тысяч размер гарантий уже не имеет значения, и он может согласиться на иную форму обслуживания. Поэтому в ближайшие два года можно рассчитывать на бум фондов доверительного управления, развития private—banking и рост спроса на специалистов соответствующего профиля. Кстати, импульс для развития получат и паевые фонды, и трансграничные операции.
Третий объективный вывод — число банков, реально работающих на розничном рынке, сократится. Для небольших банков, обслуживающих сто—двести своих знакомых либо сотрудников, участие в системе страхования станет экономически невыгодным. Дополнительная отчетность и расходы сделают свое дело. Поэтому я не удивлюсь, если через два года со вкладами граждан добровольно останутся работать не более 500—600 банков вместо 1100.
Четвертый вывод — в банковской системе будут сокращены объемы серых схем, связанных с оптимизацией налогообложения и легализацией доходов. Причины — увеличение затрат и высокие требования к банкам—участникам системы. Их нужно будет соблюдать не только при вхождении в нее, но и на постоянной основе, находясь под двойным присмотром: и Банка России, и Агентства по страхованию вкладов. Но насколько серьезными будут изменения здесь, покажет время.
Андрей МЕЛЬНИКОВ,
заместитель генерального директора
Агентства по реструктуризации кредитных организаций,
статс—секретарь
Статья получена: Клерк.Ру