А. В. ЕРИЦЯН,
научный сотрудник Института государства и права РАН
Опубликовано: Журнал "Бухгалтерия и банки" N8 за 2002 г.
Регулирование банковских рисков кредитных организаций осуществляется посредством установления специфических ограничений на их деятельность, выражающихся в требованиях поддержания определенных соотношений показателей деятельности, т. е.
обязательных нормативов. К числу подобных ограничений относятся нормативы ликвидности кредитных организаций.
Согласно п. 6 ст. 61 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в редакции от 26 апреля 1995 г. с последующими изменениями)1 Банк России может установить нормативы ликвидности капитала.
Содержание данных нормативов раскрывается в ст. 66 вышеуказанного закона, согласно которому:
"Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:
соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легкореализуемые активы) и суммарных активов".
В соответствии с положениями указанного закона кредитные организации должны соблюдать данные нормативы на протяжении всего срока осуществления банковской деятельности. Нормативы ликвидности регулируют содержание установленного в момент создания кредитной организации норматива неденежной части уставного капитала кредитной организации, поскольку последний изначально формируется за счет денежных взносов учредителей (акционеров, участников) кредитной организации.
Для наиболее адекватного определения понятия "ликвидность банка" необходимо учитывать его экономический смысл.
Приведем определение ликвидности, данное профессором О. И. Лаврушиным: "Ликвидность - одна из обобщенных качественных характеристик деятельности банка, обуславливающая его надежность. Ликвидность банка есть его способность своевременно и без потерь выполнять свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами". Он указывает факторы, влияющие на ликвидность, и среди прочих называет капитальную базу (т. е. капитал банка) и качество активов банка. Качество активов определяется на основе четырех критериев: ликвидности, рискованности, доходности и диверсифицированности.
Ликвидность активов - это способность активов трансформироваться в денежную наличность посредством их реализации или погашения обязательств должником. В этой связи активы банка классифицируются по степени ликвидности на несколько групп.
Рискованность как критерий качества активов означает потенциальную возможность потерь при их превращении в денежную наличность.
Доходность активов как критерий качества отражает работоспособность, эффективность активов, т. е. способность зарабатывать доход и таким образом создавать источник для развития банка и укрепления его капитальной базы.
Диверсифицированность показывает степень распределения ресурсов банка по разным сферам размещения2.
Для поддержания указанных свойств кредитной организации как экономической системы и установлены нормативы ликвидности. Ограничение деятельности кредитной организации выражается в том, что она должна совершать банковские операции и сделки с учетом требования о соблюдении значений нормативов ликвидности.
На основе ст. 6, п. 3 ст. 61, ст. 63 и абз. 2 ст. 73 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России в своей Инструкции от 1 октября 1997 г. N 1 "О порядке регулирования деятельности банков" (в редакции приказа ЦБ РФ от 1 октября 1997 г. N 02-430) (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 29 января, 18 августа, 30 сентября 1998 г., 30 октября, 21 декабря 1998 г., 1 февраля 1999 г.) (в редакции от 27 мая 1999 г., с изменениями от 13 июля, 1, 24 сентября, 2 ноября 1999 г.) 3 (далее - Инструкция N 1) установил порядок определения данных нормативов, а Приказом ЦБ РФ от 8 сентября 1997 г. N 02-390 "О введении в действие Положения "О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации"" (с изменениями от 17 ноября 1997 г., 3 февраля 1998 г., 1 февраля 1999 г.)4 (далее - Положение) введен порядок определения одного норматива ликвидности, названного нормативом Н15, для расчетных небанковских кредитных организаций (для иных небанковских кредитных организаций данный норматив не устанавливается).
В Инструкции N 1 установлен порядок определения следующих нормативов ликвидности:
ћ норматив мгновенной ликвидности (Н2) определяется (п. 3.1 Инструкции N 1) как отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования. Норматив мгновенной ликвидности вычисляется как частное от деления специально рассчитываемых показателей ЛАм (высоколиквидные активы) и ОВм (обязательства до востребования), выраженное в процентах. Минимальное значение норматива мгновенной ликвидности составляет 20 %;
ћ норматив текущей ликвидности банка (НЗ) определяется (п. 3.2. Инструкции N 1) как отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней. Норматив текущей ликвидности вычисляется как частное от деления специально рассчитываемых показателей ЛАт (ликвидные активы) и ОВт (обязательства до востребования и на срок до 30 дней), выраженное в процентах. Минимальное значение норматива мгновенной ликвидности составляет 70 %;
ћ норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) определяется (п. 3.3 Инструкция N 1) как отношение всей задолженности банку свыше года к собственным средствам (капиталу) банка, а также обязательствам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам сроком погашения свыше года. Норматив долгосрочной ликвидности вычисляется как частное от деления специально рассчитываемых показателей Крд (кредиты, выданные банком, размещенные депозиты, в том числе в драгоценных металлах, с оставшимся сроком до погашения свыше года) и суммы собственных средств (капитала) и ОД (обязательства банка по кредитам и депозитам, полученным банком, а также по обращающимся на рынке долговым обязательствам банка сроком погашения свыше года), выраженное в процентах. Минимальное значение норматива мгновенной ликвидности составляет 120 %;
ћ норматив общей ликвидности (Н5) определен в п. 3.4 Инструкции N 1 как процентное соотношение ликвидных активов и суммарных активов банка. Норматив общей ликвидности вычисляется как частное от деления специально рассчитываемых показателей ЛАт (ликвидные активы) и разницы между специально рассчитываемыми показателями А (общая сумма всех активов по балансу банка за минусом остатков на определенных счетах или частей счетов) и Ро (обязательные резервы кредитной организации), выраженное в процентах. Минимальное значение норматива мгновенной ликвидности составляет 20 %.
Согласно подп. 2 п. 5.2 Положения о пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации от 8 сентября 1997 г. N 516 установлен только один норматив ликвидности для расчетных небанковских кредитных организаций - норматив соотношения суммы высоколиквидных активов к сумме обязательств в размере не менее 100 % (Н15). Указанный норматив определяется как частное от деления специально рассчитываемых показателей ВА (высоколиквидные активы) и ОВ (обязательства), выраженное в процентах.
Установленные в Инструкции N 1 специальные правила определения высоколиквидных активов не согласуются с экономическим содержанием данного понятия (имеется в виду, что это активы, легко трансформирующиеся в денежную наличность посредством их реализации или погашения обязательств должником). Так, в состав данных активов не включены, в частности, денежные средства, не находящиеся в Банке России, хотя, казалось бы, вряд ли кто-либо и когда-либо может усомниться в высоколиквидности, например, денежных средств кредитной организации на корреспондентском счете в другой кредитной организации. Но Банк России исключил данный актив из состава высоколиквидных и включил в состав иного специального показателя - ликвидных активов, используемого при определении норматива текущей ликвидности. В состав высоколиквидных активов включены только вложения в долговые обязательства Российской Федерации, исключены из него все иные активы в виде ценных бумаг иных эмитентов, что также не вполне согласуется с обычной экономической логикой.
При определении долгосрочной ликвидности учитываются только кредиты, выданные банком, размещенные депозиты, в том числе в драгоценных металлах, со сроком свыше года до погашения (специальный показатель - Крд), но не вложения сроком трансформации в денежную наличность сроком более года. При определении не учитываются вложения в ценные бумаги сроком от одного года, а также вложения в ценные бумаги и долговые обязательства, приобретенные для инвестирования, хотя логичнее и экономически более обоснованно было бы принять данные активы в расчет этого показателя.
При определении норматива общей ликвидности используются не ликвидные активы, а высоколиквидные активы. Кроме того, из положений п. 3.4 Инструкции N 1 следует, что данные правила определения норматива общей ликвидности приняты в развитие положений ч. 3 ст. 66 Федерального закона, из чего следует, что в знаменателе должны быть суммарные активы, т. е. все активы без исключений, установленных в Инструкции N 1.
Сравнив положения Инструкции N 1 с положениями п. 6 ст. 61 и ст. 66 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", легко обнаружить, что согласно положениям последнего устанавливаются два норматива ликвидности. В п. 6 ст. 61 говорится о нормативах ликвидности во множественном числе (без уточнения их количества), а в ст. 66 - о двух нормативах. В Инструкции N 1 Банком России установлены четыре норматива ликвидности, в Федеральном законе их два, а для расчетных кредитных организаций - один норматив.
Следовательно, два из четырех установленных в Инструкции N 1 нормативов ликвидности являются лишними и нарушают ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", так как не предусмотрены ст. 66 указанного закона.
Как уже говорилось выше, нормативы ликвидности ограничивают право распоряжения кредитной организации имуществом. А поскольку право распоряжения имуществом является конституционным, то при его ограничении необходимо соблюдать соответствующие конституционно-правовые требования.
В силу п. 3 ст. 55 Конституции конституционное право на распоряжение имуществом (п. 2 ст. 35 Конституции РФ) может быть ограничено Федеральным законом. В соответствии со ст. 61 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" полномочие по установлению норматива ликвидности для кредитных организаций передано Банку России.
В этой ситуации возникает вопрос о конституционной обоснованности установления Банком России данных нормативов.
Как следует понимать конституционно-правовое требование необходимости установления ограничения конституционного права федеральным законом? Достаточно ли для удовлетворения данного требования всего лишь назвать ограничение в тексте федерального закона и передать полномочия по определению всех элементов, характеризующих ограничение, органу государственного управления?
Решение данного вопроса зависит от содержания самого конституционно-правового требования к форме нормативного акта, содержащего положения, ограничивающие конституционное право. В практике применения конституционно-правовых норм со стороны Конституционного суда РФ неоднократно возникали подобного рода вопросы, при решении которых Конституционный суд исходил из того, что требование п. 3 ст. 55 Конституции РФ не носит формального характера и имеет свое глубокое содержание, выражающееся в необходимости установления всех существенных элементов ограничения конституционного права.
Подобная система аргументации легла в основу многих итоговых решений Конституционного суда, в частности, по налоговым вопросам. Но при решении данных дел Конституционным судом была сформирована правовая позиция о необходимости установления всех существенных элементов ограничения конституционного права вообще, а не только о необходимости установления в федеральном законе всех существенных элементов ограничения права собственности при налогообложении.
Передача же полномочий по установлению норматива Банку России противоречит ст. 10 Конституции РФ, так как создается ситуация, при которой размывается граница между законодательной и исполнительной властью, что, естественно, не соответствует конституционному принципу разделения властей. Более того, такая передача полномочий создает основания для произвольного изменения величины норматива до такого уровня, который фактически может привести к невозможности осуществления конституционного права на осуществление банковской деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ). Последнее, в свою очередь, не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах (п. 3 ст. 56 Конституции), т. е. парализует реализацию конституционного права, а это противоречит принципу соразмерного конституционно значимым целям ограничению конституционного права (п. 3 ст. 55 Конституции).
Следовательно, ограничение конституционного права распоряжения имуществом в виде установления норматива максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) будет конституционно обоснованным только в случае наличия в федеральном законе всех существенных элементов данного ограничения.
Принятие закона, в котором будут учтены содержание самого ограничения и пределы ограничиваемого конституционного права, исключит возможность произвола со стороны соответствующего правоприменительного государственного органа, в данном случае Банка России.
Каковы же существенные составляющие данного ограничения конституционного права на распоряжение имуществом кредитной организации?
Первый - это минимальная величина норматива достаточности капитала кредитной организации. Другие - критерии, на основе которых проводится классификация имущества по степени ликвидности (классификация активов по степени риска) и порядок определения разновидностей обязательств, учитываемых при расчете нормативов ликвидности.
Только в случае отсутствия указанных элементов норматива достаточности капитала кредитной организации в тексте Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" данное ограничение следует признать неустановленным, так как положения п. 6 ст. 61 и ст. 66 указанного закона не соответствуют требованиям п. 3 ст. 55 Конституции. В то же время Банком России фактически установлены для банков два лишних норматива, не предусмотренные в Федеральном законе. Таким образом, можем констатировать, что Банк России "вторгся" в компетенцию федерального законодателя, нарушив ст. 10 Конституции в части установления дополнительных нормативов ликвидности для банков.
Установление минимальных значений ликвидности продиктовано обЪективной необходимостью, так как кредитная организация стремится держать в наличии высоколиквидные и малодоходные активы с целью обеспечения достаточного уровня ликвидности и получать прибыль. Для обеспечения необходимого обЪема ликвидного имущества, гарантирующего своевременное исполнение обязательств кредитной организации перед своими кредиторами (вкладчиками) и установлены нормативы ликвидности.
Однако с правовой точки зрения нормативы ликвидности следует считать неустановленными. Соответствующие положения подзаконных нормативно-правовых актов Банка России, регулирующие порядок определения данных нормативов, противоречат требованию п. 3 ст. 55 Конституции об установлении ограничения конституционного права Федеральным законом.
В заключение хотелось бы подчеркнуть необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в текст Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" для удовлетворения вышеуказанных требований конституционно-правовых норм. В этом плане предстоит решить непростую задачу по юридическому оформлению экономических понятий, используемых при определении нормативов ликвидности кредитной организации, с тем чтобы использовать их в тексте Федерального закона, в отличие от существующего порядка, при котором для определения нормативов ликвидности кредитной организации используются бухгалтерские счета.
Документы:
1 Ведомости СЪезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 356; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст. 1593; 1996, N 26, ст. 3032; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3472.
2 Банковское дело (под. ред. О. И. Лаврушина). М.: Финансы и статистика. С. 127-132.
3љљљљљљљљљљљљљ Вестник Банка России от 16 октября 1997 г. N 66
4љљљљљљљљљљљљљ Вестник Банка России от 16 сентября 1997 г. N 59.
Статья получена: Клерк.Ру