Особенный характер российской экономики требует и особых, соответствующих современным реалиям методов её регулирования. Стержнем же всей этой работы должна стать чётко определённая финансовая стратегия государства. Бывает горе от ума, а бывает… от богатства
Игорь ШАРОВ, председатель правления КБ «Гагаринский»К сегодняшнему дню в России сложились уникальные условия для проведения эффективных реформ: созданы огромные золотовалютные резервы, накоплен так называемый стабилизационный фонд. Сумма отложенных государством «резервных» денег равна почти половине годового ВВП.
Противоречие, однако, в том, что государство, накапливая огромные ресурсы (принадлежащие всему российскому обществу), выделяет крайне незначительную часть средств на наращивание экономического потенциала, считая, что это — «лишние» деньги и отечественная экономика освоить их просто неспособна.
Настроение же общества диаметрально противоположно: оно не согласно ни с «омертвлением» средств, ни со слишком скромными темпами развития. Получается по формуле: «низы могут, а верхи не хотят».
Речь, таким образом, идёт о поиске рычагов, которые бы заставили деньги эффективно работать на подъём экономики. Рычаг такой существует — это кредитование, которое на практике доказало, что является опорой развития экономики и охватывает все субъекты общества. Понятно, что ключевая роль в использовании этого рычага принадлежит банковской системе и прежде всего — Банку России, наделённому таким мощным инструментом, как формирование и проведение денежно-кредитной политики. Остается только передать в его управление стабилизационный и иные фонды, формируемые за счёт сверхдоходов от продажи сырьевых ресурсов.
Объединенные золотовалютные резервы должны получить статус общенационального достояния и регулироваться отдельным федеральным законом, предусматривающим жёсткий, экономически выверенный режим использования их части на развитие экономики страны. В таких условиях — лишившись нынешних «шальных» сверхдоходов — правительство будет вынуждено изменить подход к формированию своих программ. А в результате более «приземлённой» и эффективной станет его экономическая политика.
Банк России на основе имеющихся золотовалютных резервов будет осуществлять прямое управление кредитной эмиссией в следующих случаях:
- предоставление займов правительству и субъектам федерации;
- предоставление займов государственным банкам;
- рефинансирование отечественных коммерческих банков;
- увеличение капитала коммерческих банков со 100-процентным участием резидентов.
Займы федеральному правительству и субъектам федерации должны предоставляться исключительно на условиях платности, срочности, обеспеченности и только через государственные банки.
Займы государственным банкам — на основе разработанных совместно с правительством порядка и условий выдачи и погашения кредитов по государственным программам. Контроль за выполнением установленного порядка мог бы быть возложен на Банк России, который через государственные банки должен обеспечить целенаправленное использование средств.
Главное же внимание должно быть уделено эффективному использованию золотовалютных резервов через отечественные банки. Выбор и сочетание инструментов, применяемых в определенной экономической ситуации, зависит от конкретной стратегии Банка России.
ФОР как источник капитализации
Известно, что главным тормозом развития кредитования экономики остаётся низкая капитализация банков. В минувшем году их суммарный капитал составил всего 6% ВВП. Для сравнения: в Германии — 14%, в Великобритании — 26%.
Второй серьёзный тормоз — отсутствие стабильных долгосрочных ресурсов. Закономерный результат: суммарные активы наших банков составили в минувшем году 45% ВВП, а в Германии и Великобритании — более 300%. Чтобы исправить положение, потребуется, по всей видимости, пересмотреть стандартный набор инструментов, используемых Банком России.
Прежде всего это касается порядка регулирования обязательных резервов и рефинансирования кредитных организаций. Пока им отводится роль «тормоза» эмиссии кредитных денег. Основные усилия главного банка страны направлены на борьбу с инфляцией, которая, к тому же, рассматривается исключительно в плоскости денежного обращения. Хотя глубинные её причины кроются в сфере производства.
Нынешняя система регулирования обязательных резервов негативно влияет на состояние банковских активов и — за счёт их удорожания — ведёт к уменьшению капитала кредитных организаций и росту процентных ставок по ссудам, ограничивая возможности банков в использовании кредитных ресурсов для своего развития и увеличения капитала. При этом борьба между регулятором и банковским сообществом идёт лишь вокруг размера обязательного резервирования, не затрагивая сути проблемы — его негативного влияния на капитализацию экономики. Между тем именно обязательные резервы могли бы стать действенным инструментом капитализации банков. И сделать для этого надо не так уж много.
Во-первых, ввести платность по средствам банков, которые направляются в фонд обязательных резервов. Размер платы должен покрывать реальный уровень инфляции (можно привязать его к ставке рефинансирования) и компенсировать издержки банка по выполнению агентских поручений государства.
Из такой платы формируется страховой фонд, включаемый в банковский капитал II уровня (дополнительный капитал), средства которого не подлежат налогообложению, распределению между совладельцами или выплате им в виде дивидендов (кроме особых случаев). Накапливаемый на отдельном счёте в Банке России страховой фонд используется исключительно для выполнения банком своих обязательств в случае возникновения серьёзных финансовых затруднений, а также может служить обеспечением стабилизационных кредитов.
Порядок облегчённого формирования этого фонда должен предусматривать и иные источники его пополнения: часть подлежащей распределению прибыли, средства акционеров и третьих лиц, возврат долгов, уже покрытых резервами и прочие. Причём метод пополнения может быть как добровольным, так и принудительным — например, по решениям судов или предписаниям надзорного органа.
Такая форма капитализации не должна распространяться на государственные банки, банки с участием ЦБ РФ, со 100%-ным иностранным участием и кредитные организации, имеющие зарубежных «дочек».
Если будет введена плата за ФОР, размер отчислений (ныне — 3,5% совокупных обязательств) в определённой мере потеряет свою актуальность для коммерческих банков. А Банку России позволит более оперативно регулировать объём денежной массы в экономике, а значит, реально влиять как на уровень инфляции, так и на ликвидность банков.
Рефинансирование: полумерами уже не обойтись
Общеизвестно, что сегодня лишь малая часть банковских активов направлена на развитие производства. Что неудивительно. В условиях, когда банки привлекают, главным образом, короткие деньги, они и направляют их прежде всего в сферу обращения — повышая, таким образом, через кредитную эмиссию денежный оборот страны.
Чем это оборачивается, показало развитие ипотеки, когда рост платёжеспособного спроса населения (за счёт дорогих кредитов) привёл к катастрофическому скачку цен на жильё. Ещё нагляднее социальные последствия: теперь вся страна работает на сверхприбыли строительных организаций и их «сателлитов»; людям, ввязавшимся в ипотеку, приходится натуго затягивать пояса, а банки столкнулись с проблемой роста просроченных долгов.
Ситуация могла бы войти в нормальное русло при наличии стабильных долговременных ресурсов, но их формирование возможно лишь в условиях серьёзного экономического роста и стабильности страны. Иными словами, возникает пресловутый заколдованный круг: для формирования долгосрочных ресурсов нужна развитая экономика, а для её подъёма — «длинные» деньги. Однако разорвать его можно и сделать это должен именно Банк России. Ему по силам эффективно использовать золотовалютные резервы страны — наладив реальное рефинансирование, обеспечивающее переток средств, полученных в сырьевой сфере, в перерабатывающие отрасли реального сектора экономики. Разумеется, кредитование реального сектора нуждается в грамотном регулировании, увязанном с выделением приоритетов и учётом интересов государства и общества. Но главное условие рефинансирования – выделение ресурсов Центральным Банком России под активы кредитных организаций, реально создающих добавленную стоимость в экономике. Прежде всего это — кредитные активы банков, причём скорректированные на те объекты кредитования, в основе которых принцип «деньги — товар — деньги».
Кроме того, весьма перспективным для развития внутреннего рынка заимствований может быть создание при банках торговых площадок для ведения торгов ценными бумагами предприятиями малого и среднего бизнеса.
Предпринимаемые до сих пор шаги в области рефинансирования кредитных организаций по сути своей — полумеры, так как сориентированы лишь на короткие кредиты, используемые на покрытие ликвидности банков. Требуется качественно иное положение, которое отвечало бы сегодняшним реалиям и могло стать пусковым механизмом для широкого использования золотовалютных резервов в интересах экономики страны
Статья получена: Клерк.Ру