Практически еженедельно Центробанк отзывает у столичных банков лицензии. Последними стали Диамонд-банк, ООО «Банк Экспорта», а также Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития. Кредитные организации лопаются как мыльные пузыри. Что обезопасит фирму от возможного банкротства партнера, выяснил «Московский бухгалтер».
Елена Березина
Критерии выбора
Прежде чем становиться клиентом того или иного банка, необходимо убедиться в его положительной репутации и внимательно ознакомиться с формами типовых клиентских договоров, советует адвокат Коллегии адвокатов «Юков, Хренов и Партнеры» Алина Топорнина:
— Зачастую банк выбирают по принципу удобства или выгоды.
Такой подход не совсем верный. Главный критерий, по которому стоит выбирать банк, — его надежность, особенно если речь идет не о кредитовании, а о размещении денежных средств. Прежде чем становиться клиентом банка, необходимо собрать о нем информацию, чтобы удостовериться в достаточной степени его надежности. В первую очередь нужно ознакомиться с финансовой отчетностью, которая должна быть в открытом доступе. Стоит просмотреть рейтинги и публикации о банке, клиентские отзывы. О многом может сказать официальный сайт — благополучный банк своевременно обновляет на нем информацию, выкладывает финансовую отчетность. Критерии респектабельного банка перечисляет юрист департамента налоговой практики Группы компаний «Лига» Роман Винокуров:
— Банк должен обладать достаточными ресурсами, чтобы обеспечить потребности крупной компании, а также неукоснительно соблюдать сроки и быть максимально оперативным. Безусловный плюс — наличие в банке персонального компетентного менеджера, который не теряется в нестандартных ситуациях.
К высокому уровню сервиса можно отнести удлиненный банковский день, оперативное представление информации по платежам, услуга интернет-банкинга, продолжает юрист. Избежать же формализма позволит личное знакомство с топ-менеджерами банка.
Налаживаем контакты
Порядок открытия счетов физических и юридических лиц различен. Общим условием является лишь заключение договора банковского счета с кредитной организацией. Гражданам необходимо иметь только паспорт и свидетельство о постановке на налоговый учет в случае его наличия, поясняет Алина Топорнина:
— Фирме нужно представить целый комплект для открытия счета. Необходимыми документами являются свидетельство о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе, учредительные документы, карточка с образцами подписей уполномоченных распоряжаться счетом лиц и документы, подтверждающие их полномочия. Названный комплект обязателен для представления в банк при открытии счета. Дополнительные документы кредитная организация требует по своему усмотрению.
Центробанком принята Инструкция от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)», напоминает директор юридического департамента АКГ «Созидание и Развитие» Лилия Ганчо:
— Она устанавливает перечень документов, который необходимо представить в банк, а также порядок удостоверения подлинности копий указанных документов. Вместе с тем надо отметить, что по ряду вопросов Центробанк оставил право кредитным организациям самостоятельно определять процедуры во внутрибанковских Правилах открытия и закрытия счетов.
Клиенту может быть отказано в открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для его идентификации, либо представлены недостоверные сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Моментом открытия (закрытия) счета считается дата внесения соответствующей записи в Книгу регистрации открытых и закрытых счетов, говорит Лилия Ганчо:
— Ее совершают не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения договора. В течение 7 рабочих дней владелец счета обязан сообщить в налоговую инспекцию о его открытии (закрытии). В противном случае налоговый орган наложит на фирму штраф в размере 5000 рублей.
В ответе за перечисления
Нередко случается так, что банки задерживают перечисление налогов в бюджет. Причины могут самыми разнообразными: банкротство, технические сбои и т. д. Однако все проблемы в конечном итоге обрушиваются на фирмы. Это связано с тем, что налоговые органы возлагают всю ответственность за непоступление налогов в бюджет непосредственно на фирмы, а не на банк–банкрот, подчеркивает Лилия Ганчо:
— Однако кредитная организация несет полную ответственность за непоступление денежных средств своего клиента в качестве налоговых платежей в бюджет в случаях, если на расчетном счете клиента имелось достаточно денежных средств для исполнения платежного поручения на уплату налогов, но платеж не был произведен ввиду отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка. В большинстве случаев наиболее эффективным способом защиты финансовых интересов налогоплательщиков является судебный спор с ИФНС. В случае победы (а такие споры очень часто выигрываются добросовестными налогоплательщиками) налоговая инспекция будет обязана зачесть спорную сумму в счет уплаты непоступившего в бюджет налога.
Практика привлечения к ответственности банков за задержку платежей в бюджет существует. Как правило, сами банки не включают в клиентские договоры положения об их ответственности за несвоевременное исполнение платежей, но статья 866 Гражданского кодекса предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручений клиента, указывает Алина Топорнина:
— Налоговый кодекс также предусматривает штраф за нарушение банком срока исполнения поручения предприятия о перечислении налога (сбора) в размере 1/150 рефинансирования Центробанка, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки (ст. 133 НК). Кроме того, должностное лицо, виновное в нарушении срока исполнения платежа, может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Таким образом, у клиента есть возможность привлечь банк к ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств в судебном порядке. Однако в каждом конкретном случае необходимо разбираться в обстоятельствах, поскольку есть ситуации, в которых вины банка может не быть.
Должностные лица соответствующего кредитного учреждения, виновные в задержке, несут административную ответственность в размере от 4 до 5 тысяч рублей (ст. 15.8 КоАП), рассказывает Роман Винокуров:
— Неоднократное нарушение сроков исполнения поручений на перечисление налога в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центробанк с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности (п. 4.1 ст. 60 НК). Поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения (п. 2 ст. 60 НК). При наличии денежных средств на счете фирмы банки не вправе задерживать исполнение ее поручения и поручения ИФНС (п. 3 ст. 60 НК).
Из анализа указанных правовых норм следует: обязанность банка по исполнению поручения плательщика по перечислению налога при наличии достаточного остатка на расчетном счете может считаться исполненной только в случае поступления налога в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, в соответствующий бюджет. Это подтверждает и сложившаяся арбитражная практика, продолжает юрист:
— Например постановление ФАС Московского округа от 3 апреля 2006 г. № КА-А40/2261-06 и постановление ФАС Центрального округа от 22 февраля 2006 г. № А08-6634/05-20. Кстати, порядок исполнения платежных поручений определен Положением Центробанка от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».
ПОДПИСНАЯ КАМПАНИЯ
Стоит обратить внимание на проставление подписей на банковской карточке. Запрещено применять такой аналог собственной подписи, как факсимиле. Это связано с тем, что при необходимости крайне сложно провести почерковедческую экспертизу в случаях списания денег со счета фирмы по липовой платежке. Правом 1-й подписи помимо руководителя могут быть наделены иные лица независимо от выполняемой функции — за тех, кто наделен правом 2-й подписи. Право 1-й подписи может быть передано управляющему, управляющей организации или единоличному исполнительному органу управляющей организации. Право 2-й подписи принадлежит главбуху фирмы и (или) лицам, уполномоченным вести бухгалтерский учет на основании приказа руководителя организации.
Беды банка — проблемы фирм
Банкротство кредитной организации может обернуться значительными трудностями для ее клиентов. У разорившегося банка наверняка окажется не один десяток кредиторов, часть из которых будет иметь преимущественное право требования. В такой ситуации шансы вернуть свои деньги у фирмы невелики. Поэтому предъявлять претензии к банку имеет смысл только тогда, когда компания располагает достоверной информацией о наличии у банка денежных средств, имущества или платежеспособных кредиторов. В противном случае, даже если организация выиграет дело у проблемного банка, решение суда может остаться только на бумаге по причине отсутствия у должника денежных средств и имущества, на которое может быть обращено взыскание, уверяет Лилия Ганчо:
— Распознать грядущее банкротство банка без анализа его платежеспособности и ликвидности практически невозможно. В то же время банки, как и каждая организация, восприимчивы к публикациям в СМИ. Следовательно, любая негативная информация о банке может резко ухудшить его финансовое состояние, а впоследствии привести к банкротству. Опубликованные рискованные сделки по инвестициям (финансовые трудности за определенный период, налоговые риски, судебные разбирательства с госорганами) могут привести к потере части клиентов банком. А вывод денежных средств из любого банка, пусть даже незначительных, может привести к ухудшению платежеспособности и ликвидности банка. В результате могут возникнуть задержки платежей.
Поэтому, чтобы заранее распознать возможное банкротство, необходимо быть в курсе финансового состояния банка. Согласно указаниям Центробанка от 14 апреля 2003 г. № 1270-У, все кредитные организации обязаны публиковать свою отчетность раз в квартал, сообщает Лилия Ганчо:
— Для конечных пользователей данная информация доступна на официальном сайте Центробанка. Следовательно, может быть подвергнута более глубокому анализу ликвидности. Оптимальное соотношение сроков привлечения и размещения ресурсов подразумевает балансовое равновесие между суммами и сроками высвобождения денежных средств по активу и предстоящими платежами по обязательствам банка.
Если речь идет о размещенных денежных средствах, то, конечно, главный риск — это невозврат денежных средств в случае банкротства банка. В этом случае физические лица защищены системой страхования вкладов и очередностью погашения задолженности. Однако часто в банках-банкротах не хватает денежных средств и имущества для расчетов с кредиторами-организациями, говорит Алина Топорнина:
— Когда речь идет о кредитовании, тут возникают иные риски — заемщикам нужно внимательно знакомиться с кредитным договором. В последнее время очень популярны так называемые «скрытые проценты»: когда привлекают низкой процентной ставкой по кредиту, но при этом дополнительно взимают плату за различные услуги, как-то: открытие счета, ведение счета и рассмотрение заявки.
Если вы почувствовали: что-то с банком не так — пора переходить к другой кредитной организации. Например в случае систематических опозданий при зачислении платежей на расчетный счет либо при их списании (более одного раза в течение рабочей недели). Если банк теряет ликвидность, бухгалтеру стоит в течение 5—7 дней постепенно снижать обороты расчетному счету и выводить остатки средств на резервный счет. Крупные суммы денег лучше выводить по частям в течение нескольких дней. Как правило, банковская платежная система пропускает небольшие суммы в первую очередь. Затем стоит заняться закрытием счета. Основанием для этого является прекращение договора банковского счета. Как правило, он бессрочный, поэтому закрытие счета осуществляется по заявлению клиента о расторжении договора, говорит Алина Топорнина. В случае остатка денежных средств на счете их выдают клиенту либо перечисляют платежным поручением по указанным клиентом реквизитам.
УКАЗАННОМУ СЛЕДОВАТЬ
Центробанк 27 апреля 2007 г. в письме № 60-Т дал рекомендации банкам о порядке заключения и исполнения договоров на обслуживание клиентов с использованием интернет-банкинга. Кредитным организациям рекомендовали включать в договоры право отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи. Кроме того, банки вправе отказать в обслуживании фирмам, чьи операции выглядят сомнительными. После предварительного предупреждения они не примут у клиентов распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанные аналогом собственноручной подписи. Банкам следует принимать от таких клиентов расчетные документы, оформленные на бумажном носителе.
Статья получена: Клерк.Ру