Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Банки и кредиты » Учет ОС в кредитных организациях

 

Учет ОС в кредитных организациях

 

 

Учет основных средств, в целях бухгалтерского учета и налогообложения прибыли до 01.01.2002г. регулировался Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, от 18.06.1997г. № 61 (далее - Правила № 61).

Алекснадр Ветвицкий
аудитор, ЛИСТИК иПАРТНЕРЫ.

С 01.01.2002г., то есть после вступления в силу главы 25 НК РФ учет основных средств в целях налогообложения прибыли стал регулироваться нормами главы 25 НК РФ.

загрузка...

 

 

Правила налогового учета оказались существенно отличными от бухгалтерских, установленных Банком России.
Вступившие в силу с 01.01.2003г. Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (Положение Банка России № 205-П от 5.12.2002г., далее – Положение № 205-П) внесли ряд изменений в Порядок учета основных средств, нематериальных активов, материальных запасов. Данными нововведениями Центральный Банк постарался приблизить налоговый и бухгалтерский учет. Основные изменения и различия в порядке ведения бухгалтерского и налогового учета основных средств будут рассмотрены в данной статье.

Отнесение имущества к объектам основных средств.

До 1 января 2002г. учет основных средств в кредитных организациях производился в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, закрепленными в Приложении № 6 к Правилам № 61.
В п.3. Приложения № 6 давалось определение основных средств: "К основным средствам относятся здания, сооружения, оборудование и приборы, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, земельные участки в собственности кредитных организаций, книги – независимо от их стоимости, оружие - независимо от стоимости, объекты сигнализации, телефонизации – независимо от стоимости, не включенные в стоимость здания при строительстве. К основным средствам не относятся и учитываются в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов: предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости; предметы стоимостью на дату приобретения не более установленной стоимости за единицу независимо от срока их службы…". Таким образом, в Правилах № 61 содержался как стоимостной, так и критерий по сроку использования.

С 1 января 2002г. вступившая в силу глава 25 НК РФ дает свою трактовку основных средств для целей налогообложения, определяя их как часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (пункт 1 статьи 257 НК РФ). То есть для целей налогообложения налогом на прибыль отсутствует стоимостной критерий отнесения объектов к основным средствам, применяется только временной фактор использования имущества. Таким образом, до 1 января 2003г. "налоговое" определение основных средств не полностью соответствовало "бухгалтерскому".

По сравнению с определением основных средств, содержащимся в Налоговом Кодексе, в новых Правилах ведения бухгалтерского учета несколько расширен перечень имущества, относящегося к основным средствам. Так в соответствии с п.2.1. :"В целях настоящего порядка под основными средствами понимается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, используемого в качестве средств труда для оказания услуг, управления организацией, а также в случаях, предусмотренных санитарно-гигиеническими, технико-эксплуатационными и другими специальными техническими нормами и требованиями. Отличие "налогового" и "бухгалтерского" определения основных средств нельзя рассматривать как существенное. По моему мнению, в Правилах только более подробно учтена деятельность по управлению кредитной организацией и перечислены основания (санитарно-гигиенические, технико-эксплуатационные) отнесения имущества, необходимого для управленческой деятельности к основным средствам.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие основного средства, содержащееся в новых Правилах бухгалтерского учета, соответствует определению основного средства, применяемого в Налоговом законодательстве.

Отнесение основных средств к амортизируемому имуществу.

В целях налогообложения существует определенный подход к начислению амортизации. Возможность отнесения стоимости основных средств на затраты организации определяется включением данного имущества в состав амортизируемого. Так в соответствии с п.1. ст.256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Из данного определения следует, что объекты основных средств и НМА, используемые не для получения дохода, не признаются для целей налогообложения амортизируемым имуществом, а следовательно и не погашаются начислением амортизации. При этом не относятся к амортизируемому имуществу земля и иные объекты природопользования, а также материально-производственные запасы, товары, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок. Согласно подпункту 7 пункту 2 статьи 256 НК РФ имущество, первоначальная стоимость которого составляет до десяти тысяч рублей, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

В соответствии с п.2.3. правил бухгалтерского учета руководитель кредитной организации имеет право установить лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе основных средств. Предметы стоимостью ниже установленного лимита стоимости независимо от срока службы учитываются в составе материальных запасов.

Таким образом, руководитель кредитной организации самостоятельно может решить будет ли бухгалтерский учет основных средств в этой части соответствовать налоговому, установив определенный лимит стоимости. По моему мнению, для соответствия учетов необходимо установить лимит в размере 10 тыс. руб.

Следует также отметить, что в соответствии с п.6.2. Положения № 205-П объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств и нематериальных активов, находящиеся в кредитной организации на праве собственности. Таким образом, в отличие от налогового учета, в бухгалтерском учете для отнесения имущества к амортизируемому нет требования об использовании основных средств, являющихся амортизируемым имуществом для извлечения дохода.

Однако говорить о том, что в этом состоит отличие бухгалтерского и налогового учетов некорректно. В данном вопросе следует обратить внимание на позицию Минфина, так как методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета находятся в компетенции Правительства РФ.

Одним из условий принятия активов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, установленных Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 является способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Таким образом, по моему мнению, Центральным Банком допущена неточность в определении основного средства.
В целом, порядок исключения основных средств из состава амортизируемого имущества в бухгалтерском учете соответствует налоговому учету.

Формирование первоначальной стоимости основных средств.

Определение первоначальной стоимости, по которой объекты становятся к учету, является основополагающей базой для расчета амортизации, а следовательно и для формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Действовавшими до 1 января 2003г. Правилами № 61 было дано следующее определение первоначальной стоимости основных средств – первоначальная оценка приобретенных за плату основных средств определяется исходя из фактически произведенных затрат, включая расходы по доставке, монтажу, сборке, установке.

Согласно п.1.6. Приложения № 10 Положения № 205-П первоначальной стоимостью имущества, приобретенного за плату, в том числе бывшего в эксплуатации, признается сумма фактических затрат кредитной организации на приобретение, сооружение (строительство), создание (изготовление) и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. Конкретный состав затрат на приобретение, сооружение и создание имущества (в том числе налогов) определяется в соответствии с законодательством РФ.

В налоговом же учете порядок определения первоначальной стоимости предусмотрен пунктом 1 статьи 257 НК РФ. Первоначальная стоимость ("налоговая") амортизируемого основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.

По сравнению с Правилами № 61 определение первоначальной стоимости в бухгалтерском учете максимально приближено к налоговому определению. Однако, выпустив новый документ, Центральный Банк все таки четко не определил порядок включения сумм налогов в первоначальную стоимость основных средств, определив только, что состав затрат, т.ч. налогов, определяется законодательством.

Минфин более четко определяет первоначальную стоимость для целей бухгалтерского учета в организациях и на предприятиях. Согласно п.8. Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основного средства признается сумма фактических затрат на приобретение, изготовление, сооружение.., за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Минфином вопрос включения НДС в первоначальную стоимость решен однозначно, чего нельзя сказать о Центральном Банке. Хотя бухгалтерский учет в кредитных организациях регулирует Центральный Банк, не принимать во внимание позицию Минфина по вопросам методологии бухгалтерского учета нельзя.

Таким образом, наиболее актуальным является вопрос – следует ли включать в первоначальную стоимость основных средств суммы НДС и ЕСН, уплаченные поставщикам (НДС) или начисленные на выплаты при изготовлении основных средств (ЕСН).

Остановимся на этом моменте подробнее. Для начала необходимо разобраться, каким законодательством следует руководствоваться при определении состава затрат.

Начнем с того, что общие принципы налогообложения устанавливаются Налоговым Кодексом. Следовательно, при определении порядка включения налогов в первоначальную стоимость основных средств, следует руководствоваться данным Кодексом как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Глава 21 НК РФ регулирует вопросы налогообложения налогом на добавленную стоимость. Статьей 170 НК РФ установлен порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). В соответствии с п.5. ст.170 банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет. Хотя могут применяться и общие правила, установленные пунктами 1-4 ст.170 главы 21 НК РФ.

Таким образом, кредитная организация (заявив об этом в Учетной политике) может относить уплаченный НДС:

на расходы единовременно, в момент оплаты, применив п.5. ст.170 НК РФ;
пропорционально выручке от реализации принимать к вычету (учитывать в стоимости основных средств);
учитывать в стоимости основных средств, в случае если кредитная организация не осуществляет операций, облагаемых НДС.
В кредитных организациях наиболее распространенными являются варианты учета НДС, когда суммы налога либо относятся на расходы, либо принимаются к вычету. Значит, в налоговом учете первоначальная стоимость амортизируемого имущества формируется без сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении основного средства.

Согласно п.6.11. Положения № 205-п порядок отражения в бухгалтерском учете сумм налога на добавленную стоимость должен быть определен учетной политикой кредитной организации в соответствии с требованиями налогового законодательства. Если, например, налогоплательщик, на основании п.5. ст. 170 НК РФ весь уплаченный НДС относит на расходы, то и бухгалтерском учете НДС должен отражаться аналогичным образом.
Следует также рассмотреть ситуацию, когда амортизируемое имущество не приобретается, а изготавливается, например физическим лицом по договору подряда. Вознаграждение, выплачиваемое по данному договору, является объектом налогообложения единым социальным налогом. На практике возникает вопрос – следует ли суммы ЕСН относить на расходы, или их следует учитывать при формировании первоначальной стоимости основных средств.

По нашему мнению, следует руководствоваться той же логикой, что и в случае с НДС. Как уже отмечалось выше, в состав затрат, формирующих первоначальную стоимость основных средств (как "налоговую", так и "бухгалтерскую") не включаются суммы налогов, которые в соответствии с законодательством (Налоговым Кодексом) относятся на расходы или подлежат вычету. Согласно п.1. ст. 264 НК РФ к прочим расходам относятся налоги и сборы, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 кодекса. В свою очередь, в статье 270 указано, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (п.4.), в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (п.19). Таким образом, суммы ЕСН, начисленные на выплаты при изготовлении амортизируемого имущества, не включаются в первоначальную стоимость основных средств, а относятся на расходы, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Следует отметить, что в отличие от состава затрат, учитываемых при формировании первоначальной стоимости основного средства, данного налоговым кодексом (ст.257), п.1.6. Приложения № 10 к Положению 205-п не включены расходы на доставку основного средства в состав затрат, формирующих первоначальную стоимость в бухгалтерском учете.
Следует ли из этого, что затраты на доставку относятся на текущие расходы?

По нашему мнению, данные затраты следует учитывать в первоначальной стоимости основного средства, исходя из общей методологии бухгалтерского учета. По каким причинам, данные затраты не указаны в п.1.6.-1.9. Приложения № 10 к Положению № 205-п не известно, можно только предположить, что Центральным банком допущена очередная неточность.

Изменение первоначальной стоимости основных средств.

При сравнении обстоятельств, предусматривающих изменение первоначальной стоимости основных средств в налоговом и бухгалтерском учете отметим следующее:
Пунктом 2.7. Приложения №10 к Положению № 205-п определены случаи, при которых изменяется первоначальная стоимость основного средства.

Изменение первоначальной стоимости основных средств в налоговом учете регулируется п.2. ст.257 НК РФ. В ходе сравнения обращает на себя внимание факт соответствия случаев изменения первоначальной стоимости (достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция, техническое перевооружение, частичная ликвидация), за исключением одного пункта. В бухгалтерском учете в отличие от налогового первоначальная стоимость основного средства может изменяться в случае переоценки объектов основных средств. Причем, в случае принятия решения о переоценке основных средств, следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Кредитная организация имеет право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать объекты основных средств. Понятие регулярности четко не определено Положением № 205-п, поэтому кредитная организация сама в Учетной политике устанавливает периодичность проведения переоценок, принимая во внимание, по каким группам объектов основных средств балансовая стоимость быстрее отклоняется от рыночной.

Начисление амортизации основных средств.

В соответствии с п1. ст.259 НК РФ налогоплательщики начисляют амортизацию линейным либо нелинейным методом. К зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую-десятую амортизационные группы налогоплательщик применяет линейный метод начисления амортизации.
Согласно п.6.9. Приложения № 10 к Положению № 205-п руководитель кредитной организации по группам основных средств определяет методы начисления амортизации в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, кредитным организациям предоставлена возможность вести бухгалтерский учет амортизации единообразно с налоговым учетом.
Следующим условием для начисления амортизации является определение срока полезного использования. Согласно п.6.9. Приложения № 10 к Положению № 205-п сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности кредитной организации. Аналогичное определение срока полезного использования для целей налогового учета дается п1. ст.258 НК РФ. Как в бухгалтерском. так и в налоговом учете срок полезного использования определяется кредитной организацией самостоятельно на дату ввода объекта в эксплуатацию. Однако, в налоговом учете срок полезного использования определяется с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ. В бухгалтерском учете при определении срока полезного использования основных средств может быть применена Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г. № 1. То есть в бухгалтерском учете, в отличие от налогового, применение классификации основных средств, утвержденной Постановлением № 1 не обязательно. В этом заключается отличие бухгалтерского учета от налогового. Но на практике, дабы избежать расхождений при начислении амортизации в налоговом и бухгалтерском учете кредитными организациями при определении срока полезного использования применяется вышеуказанная классификация, хотя, повторюсь, в бухгалтерском учете, срок полезного использования может устанавливаться и другим способом.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Учет ОС в кредитных организациях":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Бухгалтерский учет текущей аренды основных средств в кредитных организациях

Банковское обозрение / Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. № 6 (июнь) за 2003 год Н. Э. Соколинская, Финансовая академия при Правительстве РФ, профессор Банки часто являются участниками арендных операций.

» Банки и кредиты - 7199 - читать


Годовой отчет и учетная политика кредитной организации

«Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке»№2(84)/2006 В. В. Омельченко ЗАО БДО Юникон, ведущий консультант Наступило время составления годового отчета кредитных организаций за 2005 год.

» Банки и кредиты - 2968 - читать


Консолидация в банковском секторе: слияния и поглощения кредитных организаций в современной России

Н. Н. Каурова —

» Банки и кредиты - 4791 - читать


Контролируемая задолженность для целей налогообложения прибыли кредитных организаций

Методический журнал «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке» / Привлечение денежных средств банками путем заключения договоров займа и кредитных договоров является распространенной практикой. Однако при проведении таких операций необходимо учитывать, что в главе 25 Налогового кодекса РФ установлен порядок расчета предельной суммы процентов, учитываемой для целей налогообложения прибыли банков. Д.

» Банки и кредиты - 2603 - читать


Новые Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях

Опубликовано: Журнал "Налогообложение,учет и отчетность в коммерческом банке."№2-2003 год. М.

» Банки и кредиты - 5795 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Банки и кредиты » Учет ОС в кредитных организациях

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru