В каждой компании есть свои законы — как писаные, так и неписаные. Причем последние подчас куда сильнее определяют деловой климат в отдельно взятой организации. Насколько этично использовать только продукцию своей компании или, наоборот, признаться, что продукт конкурента нравится больше? Для многих это вопрос далеко не праздный.
Отказ сотрудника от потребления родного бренда — стимул задуматься над улучшением качества своих продуктов.
|
Глава концерна «Крост» Алексей Добашин удивится, если его сотрудник купит квартиру у конкурента. Для него важно, чтобы подчиненного волновала не только зарплата, но и продукция самого «Кроста». В свою очередь, директор по корпоративным отношениям компании «Юнилевер» Денис Гуринович считает, что отказ сотрудника от потребления родного бренда — стимул задуматься над улучшением качества своих продуктов.
Алексей Добашин, концерн «Крост":
«По-моему, для рынка не так важно, живет руководитель или владелец девелоперской компании в построенном им доме или нет. Данный факт вряд ли может повлиять на цену жилья или имидж самой компании. Да, я живу в доме, построенном «Кростом». Хотя при выборе жилья руководствовался исключительно «принципом семьи и жены». Другое дело, сотрудники компании. В «Кросте» уважают свободу выбора, но при этом всячески поощряют сотрудников приобретать квартиры в домах «Кроста». В качестве таких стимулов используются кредиты, материальная помощь и даже вознаграждение в виде квартиры, скажем, за преданную и профессиональную работу. При этом счет награжденных таким образом сотрудников «Крост» идет не на десятки, а на сотни человек. Еще в начале 90-х годов я заменил рублевые премии сотрудникам системными подарками, нужными в семье, например, мебелью, бытовой техникой и тому подобными вещами. Кроме того, в составе «Кроста» есть завод по производству плитки. Мы делаем большие скидки нашим сотрудникам на ее приобретение, например для дачи. Для нас очень важно, чтобы «кростовцы» любили не только работу и зарплату, но и то, что они производят, так, что были готовы окружить себя этими вещами на долгие годы. В качестве иллюстрации расскажу следующую историю. Однажды в кругу знакомых чиновников и бизнесменов я, шутя, попросил показать содержимое их карманов. Оказалось, что все предметы иностранного производства. «Когда у вас будет хотя бы половина вещей российского производства, ваша работа будет выполнена хорошо», — сказал я, и со мной согласились.
«Потреблять производимое» — это показатель уровня развития компании. Если сотрудник «Кроста» купит квартиру у нашего ближайшего конкурента, я в первую очередь удивлюсь, потом попрошу его подробно объяснить свой выбор и, конечно, поздравлю. Само собой, свобода выбора важнее всего. Но такой поступок прежде всего вызовет у меня недоумение.
Кроме того, люди, работающие в «Кросте», вряд ли поедут жить в дома, возведенные другими девелоперами. Секрет такого поведения в специфике всей строительной отрасли. Каждый строитель досконально знает свои объекты, помнит каждый день их роста. Так зачем ему покупать «кота в мешке» у другого застройщика? Такими соображениями, я уверен, руководствуются все представители девелоперских компаний».
Денис Гуринович, «Юнилевер Россия, Украина, Беларусь":
«Степень гибкости политики в отношении потребления сотрудниками собственных брендов зависит исключительно от внутрикорпоративной культуры компании. Что касается „Юнилевер“, мы, естественно, поддерживаем потребление сотрудниками нашей продукции и проводим для этого специальные акции. Например, запуск нового продукта всегда начинается с офиса „Юнилевер“, где все желающие могут ознакомиться с продуктом, протестировать его для себя и членов своей семьи.
Мы уверены, что в тех сегментах, где работает компания «Юнилевер», наши продукты являются лучшими, и принуждать сотрудников к потреблению собственных брендов не видим смысла. Однако внутри самой компании есть и так называемые неписаные правила. Например, в офисах компании вы не увидите конкурирующих брендов, но только в том случае, если мы производим товары в этой категории. Так, «Юнилевер» не производит кофе, и мы устанавливаем автоматы с кофе в наших офисах и заводах. А вот в случае с чаем всегда присутствуют только наши торговые марки (Lipton, Brooke Bond, «Беседа»). Так же обстоит дело и с другими брендами, если их можно использовать в повседневной корпоративной жизни.
Частная жизнь наших сотрудников никак не регламентируется. Если сотрудник отдает предпочтение чаю или шампуню другого производителя, это его выбор, и мы относимся к нему с уважением. Отказ от потребления наших брендов воспринимается скорее как стимул для того, чтобы улучшить качество продукта, сделать его более конкурентоспособным.
Тем не менее по личному опыту могу сказать, что практически у каждого сотрудника нашей компании есть любимый бренд «Юнилевер», которым он постоянно пользуется и искренне пропагандирует своим друзьям и коллегам.
На наш взгляд, такой подход, построенный не на принуждении, а на убеждении, в конечном итоге дает больший эффект. В качестве примера могу привести бывших коллег, которые сменили место работы, но по-прежнему пользуются продукцией компании «Юнилевер», хотя их новая корпоративная культура к этому не обязывает.
Разные компании исповедуют разные ценности, и то, что хорошо для одних, совершенно не годится другим. Однако корпоративная культура «Юнилевер» является достаточно свободной, и жестких норм, регламентирующих этот вопрос, у нас нет».