В ближайшие два-три года рынок торгового оборудования может ожидать очередной бум продаж, подобного которому поставщики не видели с начала 2000-х. Его главной движущей силой станет региональная экспансия федеральных операторов.
Инвестиции в оснащение среднего продуктового магазина сетей-литеров составляют от $300 тыс. и выше. |
Для поставщиков оборудования расширение крупных сетей выгодно вдвойне.
С одной стороны, москвичи будут открывать на новых рынках десятки новых магазинов, преимущественно дорогостоящих крупных форматов. С другой — приход федералов заставит заняться модернизацией бизнеса локальных торговцев. При этом, в отличие от 2000 года, сегодня ритейлеры не будут экономить на оснащении магазина.
Рост за счет ритейлеров Впрочем, определение «новый бум» в этом случае весьма условно. Начиная с 2000 года, когда в крупных городах России стала формироваться сетевая розница, рынок торгового оборудования и так стабильно прибавляет не менее 10—20% в год.
По разным оценкам, емкость отечественного рынка торгового оборудования составляет от $800 млн до $1 млрд в год.
Локомотивом, обеспечивающим такой стабильный рост отрасли, остаются крупные сети. С 2000 по 2006 год семь крупнейших ритейлеров («Магнит», «Пятерочка», «Перекресток», «Седьмой континент» и др.) запустили в общей сложности около 3 тыс. магазинов.
По оценкам эксперта Евразийского института мерчандайзинга Алексея Шишкова, инвестиции в оснащение среднего продмага этих сетей составляют от $300 тыс. и выше.
Даже если бы розничный рынок развивался такими же темпами, как сегодня, поставщикам оборудования было бы гарантировано стабильное существование на ближайшие четыре-пять лет. По оценкам ФК «Уралсиб», ежегодный рост розничного рынка до 2010 года будет составлять не менее 11%. Однако ритейлеры преподнесли поставщикам приятный сюрприз. Крупнейшие ритейлеры — «Магнит» и «Пятерочка» — начали масштабный рестайлинг старых магазинов.
По данным пресс-службы «Пятерочки», компания планирует инвестировать в проект около $20 млн.
«Рестайлинг сети был запланирован давно, сразу же после покупки петербургской сети «Копейка“»,- заявили «Бизнесу» в «Пятерочке». Президент «Ростбизнесгрупп» Карим Кильмаев говорит, что шаг ритейлеров предсказуем:на 2007—2011 годы приходится время модернизации магазинов, открытых в 1999—2001 годах.
Россияне против дешевых магазинов
Однако большинство экспертов называют обновление «Магнита» и «Пятерочки» началом более масштабной тенденции.
«Речь идет не столько об обновлении оборудования в дискаунтерах, сколько о перепозиционировании дискаунтных сетей в более высокий класс»,- полагает глава компании De Rigo Сергей Моисеев. Некоторые участники рынка в разговоре с корреспондентом «Бизнеса» высказали версию, что рестайлинг «Пятерочки» обусловлен не покупкой «Копейки», а потерей части покупателей в Петербурге. «На фоне супермаркетов некоторые питерские „Пятерочки“ выглядели как „магазин для самых бедных“, куда покупатель со средним достатком не заходил»,- заявил один из участников рынка.
Моисеев соглашается с этим мнением: «В России дискаунтер как формат не пошел. Безусловно, магазины низких цен востребованы. Но формат жесткого дискаунтера по примеру немецкой Aldi, с б/у оборудованием, убогим оснащением, дешевой отделкой зала («Пятерочка» и «Копейка» в конце 1990-х начинали с такого формата), наш потребитель, даже чуть-чуть разбогатев, не воспринимает. Ему не нравится, что здесь старое изношенное оборудование, зачастую отталкивающий внешний вид и т. д.
Люди, имея деньги, хотят тратить их в красивых магазинах.
Поэтому перед «экономичными» ритейлерами сейчас и встал вопрос замены «начинки» своих бюджетных магазинов».
По данным Росстата, за последние пять лет доходы россиян выросли на 62%, реальный уровень зарплат в бюджетном секторе, считающемся целевой аудиторией «экономичных» магазинов,- даже на 65%.
«Даже „Копейка“, ранее позиционировавшаяся как мягкий дискаунтер, теперь называется более статусно — „экономичный универсам“»,- говорит сотрудник одной из компаний-поставщиков оборудования. Генеральный директор компании Retail Management Consulting Вениамин Затейкин прогнозирует, что перепозиционированием в магазины более дорогого класса займутся и другие дискаунтеры, в том числе и в регионах: «Это хорошая новость для поставщиков оборудования. Спрос на бюджетное оборудование миновал, теперь в оснащение тех же самых магазиновритейлеры будут инвестировать в несколько раз больше, так как будут оснащать обновленные магазины качественным оборудованием, а не б/у, открывать кулинарные цеха и т. д.“». По словам одного из поставщиков, стоимость оборудования дискаунтера образца 1999—2000 годов могла составлять $80—100 тыс.
Инвестиции в оснащение на тех же площадях «экономичного» супермаркета составят не менее $700 тыс.
Главный рынок — регионы
Вениамин Затейкин полагает, что основные продажи торгового оборудования будут приходиться на регионы. Во-первых, потенциал московского рынка практически исчерпан: сетевые магазины, подлежащие рестайлингу, составляют не более 20—25% торговых точек столицы. Во-вторых, дискаунтеры в России существуют преимущественно как региональный формат. Третьей и главной причиной эксперты называют региональную экспансию федеральных сетей. По мнению экспертов, одним из основных форматов, с которым москвичи будут идти в регионы, являются гипермаркеты.
По данным ACNielsen, в России около 90 гипермаркетов. При этом, по данным UFG, только в Москве на гипермаркеты в 2005 году пришлось всего 3,4% товарооборота. При том, что даже в ряде стран Восточной Европы их доля составляет не менее 20%. Алексей Шишков считает расширение сети гипермаркетов в регионах крайне перспективным направлением для поставщиков оборудования: инвестиции в оснащение гипермаркета составляют не менее $1—1,2 млн — как минимум в два-три раза выше, чем в средний супермаркет.
Впрочем, эксперты предсказывают, что только москвичами клиентская аудитория поставщиков ограничиваться не будет.
Они прогнозируют бум на торговое оборудование среди региональных ритейлеров. «Многие крупные сети в регионах будут проводить в 2007—2008 годах полную модернизацию собственных магазинов,- уверен Сергей Моисеев.- Речь идет о сотнях магазинов». По оценкам ACNielsen, в 2005 году насчитывалось около 175 тыс. розничных точек, из них в Москве — только около 6—7 тыс. С Моисеевым соглашается экс-консультант барнаульской сети «Мария-Ра» Феликс Стетой: «Приход москвичей заставит региональных ритейлеров оптимизировать собственный бизнес форсированными темпами, в том числе за счет оборудования, измененияформата и т. д.
В регионах розница развивалась бюджетно, с минимальными инвестициями в программное обеспечение, оборудование и т. д. Например, не менее 70% региональных магазинов, даже сетевых, работают через прилавок. Очевидно, что «московские» магазины самообслуживания будут гораздо более привлекательными».