Ну и дела: компания семь лет скрывала и упорно опровергала наличие дефекта в своём изделии! Притом, что это изделие – компьютер для подводных пловцов, а дефект мог стать причиной серьёзных заболеваний и даже смерти.
Эту поразительную историю рассказал редактор San Francisco Chronicle Рейнольдс Холдинг (Reynolds Holding), собравший массу фактов в своей объёмистой статье. Спасибо, Рейнольдс!
Итак, в 2002 году в ходе слушаний в Оклендском федеральном суде было доказано, что компания Uwatec, начиная с 1995 года, подвергала опасности здоровье и безопасность сотен людей, не признавая наличие дефекта в своём компьютере Aladin Air X NitrOx.
После того, как двое служащих Uwatec инспирировали отзыв компьютеров, компания уволила их! Президент компании под присягой отрицал существование недостатка! Когда основатели Uwatec продали компанию, они заверили покупателей: никакого дефекта не было!
| ||
После появления первого примитивного компьютера для ныряльщиков в 1987 году швейцарские инженеры представили великолепные с технологической стороны модели, которые дали Uwatec возможность захватить около 75% мирового рынка.
Компания закрепляла свой успех, нанимая высококвалифицированных дилеров и постоянно консультируясь с подводниками-профессионалами.
В один прекрасный день основатели Карл Лиман (Karl Leemann) и Хайнц Рачти (Heinz Ruchti) сделали ставку на компьютеры Aladin, широкий спектр возможностей которых сразу же привлёк внимание потребителей, несмотря на то, что цена ($1200) была в три раза выше, чем на другие модели.
Популярность устройства превзошла все ожидания успех был просто невероятным. Дебют Aladin'а фактически стал сенсацией.
| ||
Согласно показаниям нескольких свидетелей, один из инженеров проекта сразу же после начала продаж компьютера предупредил Лимана и Рачти о дефекте: программное обеспечение может недооценить уровень содержания азота в организме пловца. Любой человек, доверивший контроль компьютеру может серьёзно пострадать.
И вот руководство Uwatec оказалось перед выбором: можно было отозвать Aladin'а и спасти сотни человек, возможно, от смерти, или как ни в чём не бывало сохранять спокойствие, отгородившись гробовым молчанием от "рекламы", отпугивающей потенциальных покупателей. Выбрали второе. Дилерам ничего другого не оставалось, кроме как сделать шаблоном молчание руководства.
Однако 23 апреля 1996 года двое совестливых менеджеров составили проект обращения к потребителям об отзыве злополучных компьютеров и оправили его боссам. По их словам, служащие "обязаны защитить клиентов". В полдень того же дня менеджеры были уволены.
| ||
За объяснениями Гильям обратился к руководству. Никакого дефекта в компьютере нет и никогда не было был ответ. А менеджеры написали бумагу, желая отомстить за увольнение.
То же самое слово в слово Рачти повторит годом позже во время переговоров о продаже Uwatec компании Johnson Worldwide Associates, которая впоследствии изменит своё название на Johnson Outdoors Inc.
Когда 11 июля 1997 года сделка на $33,5 миллиона была заключена, ни о каком дефекте никто уже не вспоминал, словно его и вправду не существовало.
| ||
Но гром грянул в марте 1998 года, незадолго до начала судебного разбирательства Мур признаётся, что лгала: предполагала, что Aladin 1995 года выпуска был с дефектом, но под давлением Рачти вынуждена была врать.
В июне 1998-го начинается суд. На вопрос, был ли когда-либо дефект в программном обеспечении Aladin'а, Рачти под присягой отвечает "Нет. Никогда".
Несмотря на противоположные по смыслу показания Синтии Мур и противоречивой по своим результатам проверки, проведённой нанятым профессором, решение суда не влияет ни на что: компьютер не отзывают, никого не наказывают.
19 марта 1999 года. Двое друзей бывший сотрудник Uwatec Митч Скаггс (Mitch Skaggs) и его приятель Резван (Rezvan) с видеокамерой и фонарями погружаются в воды Майами. У обоих на руках компьютеры Aladin Air X NitrOx.
Чтобы поменять батареи, они всплывают, сверяясь со своими компьютерами: "Я смотрю на компьютер Митча и смотрю на свой, вспоминает Резван. Я говорю, всё в порядке".
| ||
На следующее утро запланирован авиаперелёт, и если они не дадут азоту достаточно времени, чтобы раствориться в организме, низкое давление в самолёте могло создать серьёзные проблемы.
Их компьютеры опять показали, что всё отлично, но на следующий день в самолёте у обоих начались судороги, тошнота и страшные головные боли.
Пришлось сойти с самолёта на полпути и 6 часов провести в рекомпрессионной камере, ожидая пока кислород вытеснит смертельный азот из организма.
В мае 1999-го Скаггс рассказал о своём несчастном случае подводнику-легенде Гильяму, покинувшему Uwatec годом прежде. Но Гильям не особо впечатлился. Он не думает о дефекте, но через неделю получает анонимную записку, датированную 30 января 1996 года.
Письмо адресовано главе британского филиала Uwatec, автор программист, работавший над Aladin'ом: "Я получил по электронной почте письмо от Роба Палмера (работавшего в Uwatec водолазом-испытателем) с вопросом о дефектном Aladin Nitrox".
Программист спрашивает, как исправить этот самый дефект, существование которого все упорно отрицают в течение четырёх лет. Записка заканчивается предупреждением: "Пожалуйста, не разглашайте эту информацию". Гильям сперва выполняет инструкцию.
В то же время, идёт проверка с конца 1998 года компьютером интересуется Комиссия по безопасности продуктов для потребителей (U.S. Consumer Product Safety Commission). Гильям и несколько других бывших служащих Uwatec заявляют, что компания вводит комиссию в заблуждение, но Johnson Outdoors отрицает все обвинения.
Комиссия проводит в слушаниях многие месяцы, но не предъявляет общественности никаких результатов своей работы. Дефекта в Aladin Air X NitrOx, вроде как, по-прежнему не существует.
| ||
19 июля 2001 года предъявляют иски Скаггс и Резван: в окружном суде в Сан-Франциско они утверждают, что Uwatec продали дефектное изделие и лжёт о его безопасности.
28 февраля 2002 года начинает судиться другая жертва Стюарт Эспозито (Stewart Esposito).
Ещё через 12 дней то же делает водолаз Дэвид Сипперли (David Sipperly). За ним следует один из бывших дилеров Uwatec подводник Роберт Рэймо (Robert Raimo).
В конце концов, истцы знакомятся друг с другом и ищут других жертв компьютера. Роберту Рэймо через друзей-водолазов удаётся разыскать некоего Дэвида Конкэннона (David Concannon), который обеспечивает его копией записки от 30 января 1996 года, в которой упоминается дефект.
Больше всего на свете Рэймо хочет убрать компьютер с рынка, и 27 января 2002 года он вместе с Конкэнноном начинают бомбить его производителя требованиями об отзыве изделия. И что же? Поверенный компании угрожает предъявить ответный иск за клевету!
5 февраля 2002 года Рэймо предъявляет иск Uwatec и Johnson Outdoors Inc. в окружном суде в Сан-Франциско. Тут же просыпается и комиссия по безопасности продуктов для потребителей. Это, наконец, срабатывает, и Aladin отзывают. Однако теперь истцу этого мало:
| ||
Рэймо и несколько других начали новый процесс против Uwatec, который продолжается до сих пор.
Вдыхая Nitrox сжатый воздух с большим количеством кислорода и меньшей долей азота, чем в воздухе можно быть под водой дольше и занырнуть глубже.
Чем глубже вы погружаетесь, тем выше давление и потребление азота организмом. Он использует кислород, а азот собирается, остаётся неиспользованным.
Во время постепенного подъёма азот "рассеивается", не формируя пузыри. Во время пути к поверхности иногда нужно делать остановки, чтобы азот мог нормально выйти.
Компьютер Aladin из-за сбоя в ПО неверно информировал подводных пловцов о содержании азота в их организме и сообщал, что можно подниматься на поверхность быстрее, чем нужно.
Боль, сыпь, жжение, зуд, паралич и другие подобные удару эффекты, даже смерть вот, к чему мог привести дефект компьютера. Симптомы проявлялись не сразу: от 90 минут до 48 часов после погружения.
Статья получена: Membrana.ru