В последние годы сборы российского проката росли как на дрожжах, что давало основание для самых оптимистических прогнозов развития кинобизнеса. Тревожило одно — публикуемые Роскультурой данные кинопосещаемости если и увеличивались, то гораздо медленнее, чем сборы. А это значило, что набухание кассы во многом обусловлено увеличением цен на билеты.
Скоро такая картина в кинотеатрах не будет редкостью. |
К нынешнему году средняя стоимость кинобилета в России достигла европейского уровня, и кассовые показатели резко замедлили свой рост.
Это особенно заметно на динамике проката российских фильмов: в 2003 году общий сбор наших картин составил примерно 8 млн. долларов, в 2004 году — 30, в 2005 году — 90, а в 2006-м лишь немного перевалил за 100.
При этом десятка лидеров российского проката собрала в уходящем году 89,4 млн. долларов. «Как же так? — может спросить читатель. — Если из 80 российских картин 2006 года 10 лидеров собрали почти 90 млн., а все 80 — чуть больше 100 млн., то на остальные 70 приходится чуть больше 10 млн.?" Именно так и обстоит дело: если расположить все 80 картин по убыванию кассовых сборов и разбить их на десятки, то от десятки к десятке сборы падают в геометрической прогрессии с большим показателем. К примеру, вторая десятка картин собрала около 12 млн., третья — около 3 млн. и т. д.
Хуже, чем раньше, выглядят позиции российских картин в общем списке проката. Если в прошлом году общий сбор первой десятки лидеров составил 103,2 млн. долларов, из которых на пять отечественных фильмов пришлось 63,4 млн., то в этом году в десятку попали лишь три наших фильма, собравшие 53,8 млн., что составляет только 37% ее общего сбора.
Художественные итоги года несколько более утешительны, чем прокатные. Фильм Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» стал главным призером нового кинофестиваля в Риме, «Свободное плавание» Бориса Хлебникова победило на фестивале в Варшаве, «Эйфория» Ивана Вырыпаева была отмечена в Венеции, «Остров» Павла Лунгина был удостоен чести закрыть Венецианский кинофестиваль, а «Странник» Сергея Карандашова взял первый приз на международном кинофоруме «Меридианы Тихого» во Владивостоке. К сожалению, художественные достоинства фильмов очень слабо связаны с их коммерческими качествами. Из картин, получивших высокие оценки критиков и фестивалей, в топ-десятку российских фильмов попал, причем лишь в самый ее конец, один «Живой» Александра Велединского, да и то благодаря небывалой для арт-фильма рекламе.
.