Шоу «Капитал» закончилось. Участвовавшие в нем бизнесмены уверены, что достигли своей главной цели — дали новый импульс росту предпринимательской активности.
«Капиталисты» Андрей Коркунов, Надежда Копытина, Сергей Недорослев и Евгений Чичваркин (слева направо) превратили телешоу в наглядное пособие по фандрайзингу для начинающих бизнесменов |
За три месяца «капиталисты» рассмотрели около полусотни проектов, и лишь семь из них сочли привлекательными для вложений. Общий объем инвестиций, сделанных в ходе шоу, составил 27,8 млн руб.
Самыми активными инвесторами оказались Сергей Недорослев («Каскол») и Андрей Коркунов (Одинцовская кондитерская фабрика).
Пяти предпринимателям Недорослев согласился дать около 10 млн руб. Это на 4 млн руб. меньше суммы, инвестированной в четыре проекта Коркуновым. Владелец кондитерской фабрики согласился способствовать развитию бизнесов самых разных типов: от производства профилактических очков до разработки устройства для борьбы с колорадским жуком. По этой причине Коркунов подумывает создать отдельную компанию для управления всеми компаниями, акционером которых он стал.
Самым словоохотливым «капиталистом» оказался Евгений Чичваркин («Евросеть»). Щедрый как на критику, так и на комплименты в адрес представленных проектов, совладелец «Евросети» так и не вложил ни в один из них ни копейки. «Некоторые идеи были откровенно слабы, другие просто лежали в непонятной или неинтересной мне сфере бизнеса»,- пояснил он СФ. Ближе всего Чичваркин был к участию в предприятии Тимура Машарипова, представившего проект создания сети автоматов по торговле музыкальными дисками и рингтонами. Совладелец «Евросети» предложил Машарипову полностью уступить ему контроль над компанией в обмен на требуемую сумму. Однако тот отказался. Вскоре после того, как шоу вышло в эфир, предприниматель получил инвестиции от другого московского бизнесмена, пожелавшего остаться неизвестным. Таким образом Евгений Чичваркин, заявивший о собственных планах установки аппаратов по продаже музыки в салонах «Евросети», возможно, получил потенциально опасного конкурента.
Несколько других участников шоу, не сумевших заинтересовать «капиталистов», также получили интересные коммерческие предложения вне стен студии. Так, москвичка Анна Аркелян рассказывает о поступивших ей сразу нескольких заманчивых предложениях (в ходе телепередачи привлечь финансирование под проект магазина модных аксессуаров ей не удалось). Любовь Зенитова, придумавшая новый способ борьбы с нефтяными пятнами, сообщила, что и с ней связывались потенциальные инвесторы.
Возможность рассказать о своих бизнес-идеях такой широкой аудитории, как телевизионная, трудно переоценить. Тем более что в России практически нет инвестиционной инфраструктуры для поддержки начинающих предпринимателей. В частности, у нас только зарождается институт бизнес-ангелов — опытных бизнесменов, готовых частным образом вкладывать свои деньги в незрелые, но перспективные, по их мнению, проекты.
В США и некоторых странах Европы на долю бизнес-ангелов приходится весьма значительная доля финансирования предпринимательских идей. Однако у нас, считает Павел Теплухин («Тройка Диалог»), широкая прослойка индивидуальных инвесторов сформируется не раньше, чем появится класс «богатых пенсионеров». Россия живет в условиях свободного рынка менее двадцати лет, и подавляющее большинство успешных бизнесменов по-прежнему в строю. У них чаще всего просто нет времени заниматься чем-то помимо основной работы.
Показательно, что для «капиталистов» участие в шоу обернулось цейтнотом. Сергей Недорослев, к примеру, был вынужден вести с партнерами по бизнесу переговоры вблизи съемочной площадки. Впрочем, время, проведенное в студии, никто не считает потраченным зря. «Думаю, нам удалось показать, что предприниматели — не какие-то уроды, воры и бандиты,- пояснил Евгений Чичваркин.- Люди должны понимать, что бизнес — это хорошо, что мы приносим деньги стране и помогаем большому числу ее жителей прокормить себя и свои семьи».
Не менее важной для «капиталистов» была возможность сделать из передачи своего рода наглядное пособие для начинающих бизнесменов. «Уровень предпринимательской культуры в стране пока крайне низок,- отмечает Павел Теплухин.- У нас очень мало людей с бизнес-образованием. Многие предприниматели придумывают какую-то интересную идею, но не понимают, куда с ней идти и что нужно учитывать, создавая жизнеспособный бизнес». Подтверждением этому могут служить несколько предлагавшихся в программе проектов, авторы которых забывали о необходимости вписать в бизнес-план расходы, к примеру на уплату налогов или покупку кассового аппарата.
Надежда Копытина («Ледово») считает, что участие в шоу помогло ей самой приобрести некоторые важные для предпринимателя качества: «Этот опыт добавил мне выдержки и уверенности. Стало намного проще говорить «нет», если я не уверена в эффективности инвестиций, в профессионализме менеджмента».
Между тем участники шоу не сомневаются: у сотен, если не у тысяч наших соотечественников программа пробудила интерес к предпринимательству. За пределами студии «капиталистов» буквально атаковали начинающие бизнесмены, чьи проекты нуждаются в финансовой поддержке. Андрей Коркунов признался СФ, что уже получил несколько сотен писем с предложениями участвовать в новых предприятиях. Так что недостаток свежих предпринимательских идей, по крайней мере в обозримом будущем, «капиталистам» не грозит.