Все начиналось в 1998-99 годах, когда из автосалонов в США стали угонять очень дорогие автомобили, причем, делать это в стиле фильма «Угнать за 60 секунд». Правда, тогда это кино еще не вышло на экраны, и поэтому некоторые предполагают, что именно эта серия угонов легла в основу сценария.
Например, по сводкам американской полиции, 27 сентября 1998 года в городе Скарборо, штат Мэн, из автосалону увели сразу 6 Land Rover, через месяц, 28 октября в городе Ремси, штат Нью-Джерси, украли 10 Lexus, еще через месяц, 29 ноября в пригороде Нью-Йорка угнали 10 Lincoln Navigator и один Lincoln Town Car. Подобные массовые угоны продолжались вплоть до августа 1999 года…
Ну а затем украденные автомобили стали появляться в Восточной Европе, России, Украине и пр. Вот что пишет «Время новостей» о деталях этого дела: "Уже сейчас, когда стали известны детали этих поистине виртуозных краж, выяснилось, что за ними стояли профессиональные угонщики из Прибалтики, Чехии, Словакии и других стран Восточной Европы. Они имели на вооружении не только электронные ключи от дорогих систем сигнализации, но и сканеры, настроенные, в том числе, и на полицейскую волну. Поэтому работа не доставляла угонщикам особых хлопот, а сами иномарки потом спокойно перегонялись в другие автосалоны, контролируемые мафией. Дальше за работу принимались россияне, которые собственно изначально и заказывали угоны. Они расплачивались с угонщиками наличными, привезенными из Москвы в чемоданчиках, а их помощники переправляли лимузины из автосалонов на "карманные" стоянки. Туда же пригонялись и десятки других машин, по заказу Кулькова и его компаньонов, похищенных у рядовых американцев, полученных по поддельным документам на прокат, в лизинг и т.д. Лимузины там "отстаивались", а затем начиналась операция по их переправке за океан.
Для этого использовалось несколько схем. По первой, машины грузились в контейнерах на корабли под видом подержанной авторезины. По второй, машины как таковые оформлялись, но в документах указывались номера двигателей других, не ворованных иномарок. Причем, как подозревают российские следователи, во всех этих случаях мошенники не обходились без помощи определенных представителей таможенной службы США. И по этим фактам американцы сейчас ведут отдельное расследование.
Далее контейнеры следовали на Украину в порт Ильичевск. Там товар передавали груз в руки профессиональных перегонщиков, и вереницы лимузинов тянулись в Россию. В Москве иномарки оформлялись на ворованные или позаимствованные на время (за деньги) паспорта, чьи обладатели и должны были по закону платить все таможенные сборы, но, понятно, этого не делали. Так, одна старушка, как выяснили оперативники, официально числилась владелицей сразу десяти престижных авто, включая несколько "Лексусов", "Хаммер", "Линкольн" и "Мерседес-600". Несмотря на явную сомнительность сопроводительных бумаг на машины и даже отсутствие в них штампа об уплате таможенных пошлин, некоторые подразделения ГИБДД регистрировали лимузины в самые сжатые сроки. А порой делалось это еще даже до того, как иномарки попадали в Россию. Особо отличились на данном поприще, по данным следствия, пятое и третье отделения МРЭО ЦАО, третье отделение МРЭО СЗАО, шестое отделение ВАО, четвертое отделение МРЭО СВАО, шестое отделение МРЭО ЗАО, третье отделение МРЭО ЮВАО и другие. Как только иномарки получали официальную регистрацию, преступники тут же сбывали их по демпинговым ценам. Когда ворованные в США автомобили стали все чаще обнаруживаться в Москве, МРЭО начали, понятно, отказывать аферистам в их регистрации. Однако контрабандисты быстро нашли выход. Согласно российским законам, если похищенный автомобиль был обнаружен милицией, но она официально отказала возбудить по этому факту уголовное дело, то машина может быть зарегистрирована на нового владельца. Поэтому мошенники направлялись в заранее "прикормленные" отделения милиции Москвы и еще задолго до объявления пригнанных из США лимузинов в международный розыск просили сыщиков выдать им справку, что по факту обнаружения ворованного "Лексуса", "Хаммера" и т.д. в возбуждении дела отказано. Обзаведясь такими документами, аферисты легко регистрировали свои иномарки в тех же МРЭО на ворованные или купленные паспорта. Но позже и этот вариант стал "непроходным": из МВД пришел приказ такие справки больше не выдавать.
Аферисты сдаваться не собирались и воспользовались другой лазейкой в законодательстве. Они стали приносить в МРЭО уже готовые решения столичных судов (преимущественно Хорошевского и Тушинского), которые обязывали подразделения ГИБДД зарегистрировать ту или иную машину. Тут уже милиционеры были бессильны, и лимузины послушно ставили на учет. Когда спецслужбы заинтересовались такой практикой, некоторые работники этих двух судов уволились, и аферистам пришлось переключиться на подделки. Как раз в тот период сгорело здание Тимирязевского суда Москвы, и именно его решения, якобы обязывающие МРЭО регистрировать лимузины, мошенники и стали приносить. Поначалу проверить подлинность бумаг не представлялось возможным -- весь архив суда уничтожил огонь. Но последние экспертизы показали, что они были липой.
Сами же обладатели сомнительных лимузинов в силу запутанности дела остались пока в стороне. Хотя следователи не скрывают, что среди них предостаточно более чем известных всей стране людей. В поисках клиентов преступники общались со многими знаменитостями и -- как бы по знакомству -- обязательно предлагали им купить новую иномарку несколько дешевле ее "салонной" цены. Обычно "уважаемые люди" при этом не интересовались причинами таких "скидок" на эксклюзивные машины и их происхождением.
ФБР по этой истории пока продолжает свое большое расследование. А на Украине из-за махинаций с машинами в порту Ильичевск в конце прошлого года разразился большой скандал. С поличным там поймали очередную партию контрабандных иномарок, после чего своих постов лишился ряд таможенников -- не только местных, но и из Киева».