Провинциальные манеры и говорок приезжих в российской столице до сих пор остаются предметом насмешек. Однако московские рекрутеры и имиджмейкеры считают, что стереотипы устарели: выглядеть провинциалом становится выгодно.
«Я никогда не пользовалась услугами имиджмейкеров, — говорит Ярмак, которую пару лет назад в Нью-Йорке называли лучшим иностранным дизайнером. — Наверное, они действительно нужны тем, кто стремится к самосовершенствованию. Но было бы ошибкой ради успеха карьеры стремиться быть похожим на москвичей.
Конечно же, приспосабливаясь к новой среде, нужно меняться, но меняться с тем, чтобы быть индивидуальностью: искореняя свои дурные привычки и усиливая сильные стороны своей натуры, нужно оставаться самим собой». |
Приехав в 1992 г. в Москву из Киева, молодой кандидат математических наук Елена Ярмак перво-наперво решила всерьез заняться своим произношением, чтобы избавиться от украинского говора. «Эталоном я выбрала речь дикторов программы „Время“, — вспоминает Ярмак. — Обращала внимание на каждую деталь произношения и скрупулезно выписывала слова с правильными ударениями». Позднее, когда она увлеклась дизайном и пришла на московскую фабрику заказывать текстиль, никто не мог и предположить, что она родом с Украины. Сегодня она своего происхождения не думает скрывать — возглавляет собственный Дом моды Helen Yarmak, ее одежду носят Джек Николсон, Сара Джессика Паркер, Анастасия Волочкова и Людмила Гурченко.
Чужой среди своих.
Любому бизнесмену бывает нелегко адаптироваться к новой среде, считает Екатерина Егорова, президент консалтинговой группы компаний „Никколо М“». Попадая в Москву, региональные предприниматели часто жалуются, что им не спешат предлагать дружбу и сотрудничество. «Ко мне приходит человек и говорит: у меня и костюм дорогой, и часы швейцарские, а в Москве меня за своего не считают и даже сторонятся», — рассказывает Егорова. По ее словам, чтобы в столичном сообществе не казаться белой вороной, некоторые предприниматели готовы платить от $50 000 до $250 000
имиджмейкерам, чтобы те занялись их манерой одеваться, давали рекомендации о том, как вести себя в обществе, а также серьезно поработали над стилем и техникой речи.
«По моему опыту провинциальный говор многие приезжие часто считают главным препятствием для карьерного роста в столице, — отмечает Мстислав Пентковский, преподаватель орфоэпии и техники речи РГГУ. — Обращаются к педагогам по технике речи с просьбой научить московскому акценту. Однако, чтобы не привлекать к своей персоне лишнее внимание, необязательно подражать москвичам».
Перебравшись пару месяцев назад в Москву из Саратова, адвокат Роман Жуковский отыскал учителя по технике речи. «Я не думаю, что у меня есть проблемы с говором, — размышляет он. — Просто необходимо совершенствоваться. Правильная дикция и владение голосом должны помочь мне в карьере, ведь конкуренция в столице велика». Его не пугает, что курс обучения произношению стоит $500-20-00.
«Региональный говор — первое, что выдает провинциалов, — замечает Егорова. — Даже представители Санкт-Петербурга становятся объектом шуток: скажут вместо «бордюр» «поребрик» или попросят позвонить «на трубу» и надолго запомнятся окружающим».
По одежке.
«Помню случай, когда в представительство одной иностранной компании не брали даму из Сибири до тех пор, пока она не научилась правильно выговаривать свою должность «бухгалтер», — она произносила все согласные», — вспоминает Инесса Цыпкина, менеджер по обучению и развитию персонала кадровой компании Manpower CIS. Однако, по ее словам, речь далеко не единственное и не главное, что выдает кандидатов из регионов. Зачастую им нужно объяснять, как одеваться и держать себя на собеседовании.
«Девушки, которые приезжают из других городов, просто могут не знать о нормах, принятых в тех компаниях, куда они устраиваются работать, — говорит Марина Широкова, специалист по подбору административного персонала компании «Анкор».
Но и это не все. «Приехав из глубинки, специалисты не сразу вписываются в московский ритм — на собеседованиях они медленно говорят, — замечает Цыпкина. — Работодатели уверены: медленно говорит — значит медленно думает». «Внешность и говор порой далеко не главная проблема представителей регионов при приеме на работу, — считает Наталья Курантова, директор Kelly Financial Resources, отделения рекрутингового агентства Kelly Services. — По крайней мере, они могут мешать лишь на первых порах. Провинциальная широта души, открытость и стремление поделиться своими проблемами могут вызывать раздражение у коллег — в режиме жесткого делового ритма зачастую это неуместно». По мнению Цыпкиной, на адаптацию в Москве приезжему нужен как минимум год.
Остаться собой.
Цыпкина утверждает, что многие предпочитают брать провинциалов даже с говорком и с неумением правильно одеваться: «Они часто выгодно отличаются от москвичей большей целеустремленностью и трудолюбием». «На практике столичных компаний, которые берут на работу только москвичей, сегодня очень мало, — говорит Широкова. — Компаний, предпочитающих регионалов, гораздо больше».
«Мне довелось поработать с самыми разными людьми — и с москвичами, и немосквичами: от операционных работников до топ-менеджеров, — вспоминает Олег Скворцов, заместитель председателя правления «Абсолют Банка». — Мне кажется, что проблема «нестоличности» — внутренняя психологическая проблема самого человека. Мне не раз приходилось слышать от людей, приехавших из крупных региональных городов, о том, что в Москве они испытали определенный дискомфорт, вызванный иллюзией собственной провинциальности. Они говорили, что воспринимали столицу как город, наполненный исключительными людьми: более знающими, более опытными, более интеллектуально развитыми, более богатыми духовно. А между тем оказывалось, что в этом городе живут обычные люди, среди которых есть и непрофессиональные, и скучные, и часто менее интересные, чем оставшиеся дома».
Успех карьеры приезжего в Москве, по словам Широковой, во многом зависит от профиля деятельности и должности, на которую тот претендует. По ее мнению, представителей регионов обычно чаще готовы брать на позиции, не связанные с непосредственными контактами с клиентом (в основном это должности, связанные с делопроизводством). Впрочем, бывают и исключения. «В разных ситуациях имидж человека из провинции может или мешать, или, наоборот, помогать, — размышляет Марина Мелия, директор психологической консультативной компании «ММ-Класс». — Так, одному моему знакомому владельцу и руководителю крупной компании, имеющей множество региональных филиалов, в работе с «провинцией» очень помогал его окающий говорок. Все сразу понимали, что он не столичная штучка, а свой, с ним можно иметь дело. Поэтому он не избавлялся от этого, а бережно культивировал».
По мнению Егоровой, чтобы бизнесмен из провинции чувствовал себя своим в московской среде, необходимо объяснить ему, что в этой среде важно уметь и знать. Но есть и другая проблема. «Исправить говор такому человеку гораздо проще, чем поднять самооценку, после психологической травмы снова заставить уважать себя, не стесняясь собственной провинциальности», — говорит Егорова. «Самая главная ошибка желающих построить эффективный имидж — это стремление к некоему усредненному, соответствующему социальным нормам имиджу успешного бизнесмена, — считает Мелия. — Стерильный образ порой не опирается на реальные базовые качества личности, а значит, не будет эффективным — чужая маска слетает при первой же стрессовой ситуации». «Я никогда не пользовалась услугами имиджмейкеров, — говорит Ярмак, которую пару лет назад в Нью-Йорке называли лучшим иностранным дизайнером. — Наверное, они действительно нужны тем, кто стремится к самосовершенствованию. Но было бы ошибкой ради успеха карьеры стремиться быть похожим на москвичей. Конечно же, приспосабливаясь к новой среде, нужно меняться, но меняться с тем, чтобы быть индивидуальностью: искореняя свои дурные привычки и усиливая сильные стороны своей натуры, нужно оставаться самим собой».