Слишком наглые.
Выпускники бизнес-школ так самоуверенны, что становятся объектами сатирических рекламных роликов. Хуже того, на наглость обладателей степеней МВА все чаще жалуются потенциальные работодатели.
Служба скоростных почтовых сообщений FedEx недавно задействовала персонажей — выпускников бизнес-школ в рекламных роликах. Сюжет у одного из них был такой.
Девушка со степенью МВА выходит в первый день на новую работу. Ее просят разобраться с отправкой бандероли. «Я этим не занимаюсь», — гордо отвечает она попросившей ее об этом коллеге. Та в ответ вежливо поясняет, что это очень просто — с помощью FedEx отправить бандероль может каждый. На что слышит: «Ты не понимаешь, у меня МВА». Коллега улыбается и говорит: «Ах МВА? Тогда мне придется объяснить, как пользоваться FedEx».
|
Рекламный ролик получил живой отклик аудитории и несколько профессиональных наград. Рекрутеры, которые занимаются поиском высокооплачиваемых менеджеров для корпоративных клиентов, впрочем, посчитали его не столько смешным, сколько правдивым. Высокомерие обладателей МВА стало одним из основных их недостатков на рынке труда. В исследовании качества бизнес-образования, проведенном Wall Street Journal совместно с Harris Interactive, один из сотрудников рекрутинговой компании так описал ситуацию: «У людей с МВА мнение о себе выше, чем их оценки».
Рекрутеры постоянно говорят о том, что обладателям степени магистра делового администрирования следует спуститься с небес на землю. Что нелегко, если тебе постоянно кажется, что МВА гарантирует зарплату с пятью нулями. «Многие полагают, что диплом автоматически выводит их в некую высшую лигу, в то время как им придется потратить еще немало времени на то, чтобы набраться практического опыта и заработать имя», — отмечает Элизабет Бок, менеджер Hartford Financial Services Group. «Они думают, что весь мир им должен», — описывает свой опыт общения с недавними выпускниками бизнес-школы Гарварда инвестбанкир Марк Гринбаум. Он сталкивался с совершенно вопиющими случаями. «Однажды человек просто не явился на работу. Мы для него были запасным аэродромом, и он не удосужился нас предупредить о том, что ему наше предложение стало неинтересно. Это было нечестно по крайней мере по отношению к другим кандидатам на эту позицию», — рассказывает он.
Самонадеянные обладатели диплома МВА позволяют себе даже навязываться на собеседования. Санжей Таккар, финансовый специалист компании Lifescan (подразделение Johnson & Johnson), вспоминает об одном выпускнике бизнес-школы Стэнфорда, чье резюме, очевидно, не подходило под требования вакансии: у него не было опыта работы в финансах или бухгалтерии, но он тем не менее настоял на встрече. «Я потерял несколько часов», — говорит Таккар.
В не меньшей степени работодателей раздражают кандидаты, которые демонстрируют нулевые знания о компании, в которой, по их словам, они бы хотели работать. «Каждый год мне на голову сваливаются свежеиспеченные выпускники престижных бизнес-школ, засыпающие меня вопросами, ответы на которые можно найти в Интернете», — рассказывает Марк Ашер, рекрутер из Калифорнии.
Проблему переоценки слушателями собственной значимости понимают в бизнес-школе Stern Университета Нью-Йорка. «Мы говорим им, что они прекрасные специалисты, но при этом они должны отличать уверенность в своих силах от самоуверенности», — говорит Гэри Фрейзер, заместитель декана по работе со слушателями. Некоторые из советов кажутся банальными. Например, не прерывать потенциального работодателя на полуслове. Но тем не менее методика срабатывает. В исследовании Wall Steet Journal эта бизнес-школа получила лучшие, чем многие более престижные заведения, оценки за адекватность ее выпускников. (WSJ, 18.07.2006, Ирина Окунькова)