За минувший год вдвое увеличилось количество людей, которые как основную причину увольнения называют неудобное расположение места работы. Поэтому, планируя переезд офиса, компаниям следует подумать о том, как удержать сотрудников. Однако это может увеличить прогнозируемые издержки.
За последний год количество запросов по аренде офисных площадей класса А в ближайшем Подмосковье выросло минимум вдвое. |
За последний год некоторые соискатели вакансий в московском представительстве компании «Дюпон» стали отказываться от переговоров о трудоустройстве на достаточно ранних этапах, рассказывает HR-менеджер компании Тимофей Межерицкий.
Причина: в декабре минувшего года компания переехала из здания вблизи станции метро «Пушкинская» в бизнес-центр «Крылатские холмы» (10—20 минут от станции метро «Крылатское»). «Количество соискателей, ориентированных на «территориальность», за этот год увеличилось на 50%", — говорит Светлана Бочагова, руководитель группы по подбору административного персонала рекрутинговой компании «Анкор».
Более того, за минувший год вдвое — с 3% до 6% — увеличилось количество людей, которые увольняются из-за того, что им неудобно добираться до работы. К такому выводу пришли исследователи рекрутингового агентства Kelly Services, опросив в сентябре этого года 3000 кандидатов в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Екатеринбурге, Самаре и Перми. «Сегодня кадровый рынок перегрет, многие кандидаты имеют одновременно по 2—3 предложения о работе и, конечно же, выбирают самое интересное для них по всем параметрам», — поясняет Юлия Иванова, старший консультант компании THI Selection.
Есть ли жизнь за МКАД
Но компании это не смущает. За последний год количество запросов по аренде офисных площадей класса А в ближайшем Подмосковье выросло минимум вдвое, отмечает Александр Крутов, заместитель директора департамента оценки и консалтинга Colliers International. На чемоданах сидят сотрудники компании «Единая Европа Холдинг» (дистрибуция и производство косметики и парфюмерии, розничная сеть Ile de Beaute и др.; выручка в 2005 г. — $210 млн): в январе они переезжают из офиса на Чистых прудах в подмосковное Внуково.
Повод для переезда — быстрый рост бизнеса и невозможность подобрать в центре города помещения, рассчитанные на такой рост. «Когда мы покупали здание на Чистых прудах, то были уверены, что на пять лет его нам точно хватит», — говорит Игорь Денисов, президент и совладелец компании. Но всего через полтора года пришлось вывести Divage, еще через полгода — Ile de Beaute. Сейчас холдинг занимает четыре офисных помещения в центре столицы, складские помещения до недавнего времени находились в Одинцове.
Новый офис «Единая Европа Холдинга» расположен в 6 км от МКАД по Киевскому шоссе. Общая площадь офисных и складских помещений составит 25 000 кв. м. Строительство нового офиса обошлось компании примерно в $1500 за 1 кв. м, говорит Денисов. Внутренняя ставка аренды помещений на Чистых прудах составляла около $700 за 1 кв. м в год. Новый арендатор согласился платить $1100. Эффективная ставка аренды на новом месте чуть больше $400, отмечает Денисов. Но руководители компании руководствовались не только экономическими мотивами. Теперь все подразделения и службы холдинга будут расположены в одном месте, что должно повысить управляемость компании, рассуждает он.
Вносить изменения в кадровую политику начали лишь после того, как решили, что переезд неизбежен, отмечает Аделя Толмачева-Гроундон, директор департамента управления персоналом «Единая Европа Холдинга». Готовиться начали с лета 2005 г., заменяя уходящих сотрудников теми, кто готов работать во Внукове. До середины 2006 г. отток персонала держался на уровне 5—7% в год, причем «при практически нулевой текучести сотрудников высшего и среднего управленческого звена», говорит она. Однако Толмачева-Гроундон признает, что во второй половине 2006 г. стали появляться те, кто в качестве одной из главных причин увольнения называют переезд. Однако их число она не раскрывает.
Удерживать персонал собираются с помощью льгот. Им обещаны более комфортная обстановка в офисе, бесплатные микроавтобусы от метро, бесплатные обеды, а некоторым руководителям среднего звена компания готова выделить служебные автомобили. Толмачевой-Гроундон не известно общее количество машин, на которое готова потратиться компания. Но для своего департамента, в котором работают 20 сотрудников, она планирует запросить три автомобиля. На уровне вознаграждения сотрудников переезд не скажется никак. Затраты на персонал стабильно удерживают первое место в структуре расходов компании и составляют примерно 10% от выручки, говорит Денисов. Зарплаты и так в «Единая Европа Холдинге» выше, чем в среднем по рынку, убежден Денисов.
План пересадки
Ценность удобного местоположения офиса трудно измерить деньгами, но это не значит, что она равна нулю, говорит Юлия Садыкова, директор по развитию бизнеса консалтинговой компании «Экопси Консалтинг». Подготовку к переезду и сам переезд следует считать серьезным бизнес-проектом и относиться к нему ответственно, полагает она. Три года назад с подобной проблемой столкнулась сама «Экопси». Арендованных офисных помещений на Большой Садовой перестало хватать. Одним из возможных вариантов был переезд в новое офисное здание категории А на северо-западе Москвы в непосредственной близости от МКАД. Но достаточно быстро выяснилось, что офис на окраине неудобен для большинства ключевых сотрудников компании. А издержки от потери сотрудников в консалтинговом бизнесе могут быть весьма высоки, отмечает Садыкова. Кроме того, побоялись потерять клиентов, многим из которых тоже неудобно ездить на окраину. В результате был подобран особняк в центре Москвы, где компания работает до сих пор. Впрочем, за это время персонал увеличился втрое и места в офисе опять становится мало, говорит Садыкова.
Она рекомендует объяснять персоналу мотивы решения о переезде. Причем выгода собственников бизнеса не должна быть единственным аргументом. Все значимые плюсы от переезда должны быть выделены и перечислены. Однако, напоминает Садыкова, многие вещи не воспринимаются как преимущества. Например, и в организации доставки до офиса, и в организации питания многие сотрудники увидят больше минусов, чем плюсов, говорит она.
Очень важно найти соратников среди ключевых сотрудников компании и постараться выполнить их требования так, чтобы они стали носителями позитивных эмоций, связанных с переездом, отмечает она. Полезно помнить, что далеко не все люди стремятся к карьерному росту. «Очень многие стремятся к комфорту. Хотят иметь понятную и прозрачную квалификацию, конкурентоспособную на рынке, и не готовы жертвовать своим образом жизни ради каких-то непонятных карьерных высот», — поясняет Садыкова.
Решаясь на переезд, работодатель должен очень серьезно подумать, говорит Шали Габисония, генеральный директор рекрутинговой компании HRG. Не исключено, что сотрудникам придется платить более высокие зарплаты, чем в среднем по рынку. Предоставления дополнительных льгот может оказаться недостаточно. «Отказаться от переезда в первую очередь могут те, у кого есть выбор, т. е. самые востребованные сотрудники компании», — говорит Габисония.
В первую очередь он советует разбить сотрудников на несколько категорий и выделить те из них, которые ни в коем случае нельзя терять. Для них имеет смысл разработать особую программу компенсаций и льгот. Не помешает внимательно исследовать местный рынок труда. Не исключено, что каких-то специалистов можно будет найти на месте. Но знать ситуацию на рынке, конечно же, нужно до того, как произошел переезд, отмечает он.