В Москве прошла международная конференция "Транспортные проблемы мегаполиса". Поделиться с московскими коллегами опытом по борьбе с пробками приехали руководители департаментов транспорта большинства европейских столиц. Своей точкой зрения на дорожную ситуацию в Москве и способы ее решения с корреспондентом "Известий" Анатолием Гусевым поделился руководитель департамента управления платными городскими трассами Управления транспорта Лондона Стив Кернс.
вопрос: Вы не были в Москве почти 25 лет, чем вас поразила столица России сегодня?
ответ: Абсолютный хаос в передвижении машин.
Нескончаемые потоки автомобилей движутся по городу практически без каких-либо ограничений. Общественный транспорт пытается вклиниться в этот поток, но в результате только создает еще большую пробку. В Лондоне, как вы знаете, мы были вынуждены ввести платный въезд в центральную часть города. За въезд туда надо платить 8 фунтов (около 400 рублей). И машин стало значительно меньше. Раньше в центральную часть заезжало более 200 тыс. машин в день, сейчас - менее 100. Одновременно мы ввели в центре 15 новых автобусных маршрутов, которым организовали выделенные полосы движения. В результате сегодня общественный транспорт в центре имеет явное преимущество над личным.
в: Руководители Москвы считают, что нам надо идти другим путем - сегодня стоит задача резко увеличить количество парковочных мест в центре города.
о: Думаю, это ошибка. Чем больше в центре парковочных мест, тем больше соблазна у автовладельцев приехать туда на машине. В центре Лондона, мы, наоборот, сокращаем количество парковок. Даже если в центральной части строится новое офисное здание, мы выделяем для него минимальное количество парковочных мест. Один раз заплатив за въезд 8 фунтов и не найдя места для стоянки, водитель поедет в центр на общественном транспорте. Таким образом, мы еще и сохраняем исторический центр, наши архитектурные памятники от бесконечных строек, которые на пользу им не шли.
в: Дорожное движение в Москве построено по кольцевому принципу. Кроме того, власти переводят на одностороннее движение ряд улиц в центре города, и уже несколько лет рассматривается вопрос организации одностороннего движения на Садовом кольце. По вашему мнению, это правильно?
о: Сам по себе кольцевой принцип строения дорог вполне приемлем. Другой вопрос, что делать это надо подальше от центра. Что касается одностороннего движения в центре, то в Лондоне мы тоже это делаем. Правда, делать улицы односторонними мы стали только после ввода платы за въезд. До этого такие меры были бесполезны и только создавали еще больше пробок.
в: В Москве строится много новых дорог. Может быть, это спасет нас от пробок?
о: Смотря где эти дороги строят. Если они будут вести в центр города, то это, наоборот, усугубит ситуацию. Здесь действует тот же принцип, что и со строительством парковок. Чем меньше дорог - тем меньше у водителей желания пользоваться машинами. Людей надо подталкивать пересаживаться на общественный транспорт.
в: С работой общественного транспорта в Москве вы успели познакомиться?
о: Немного. Когда я был в Москве 25 лет назад, то помню, как хорошо у вас работали трамваи. Сейчас их практически не видно. Во многих европейских столицах трамвайное сообщение просто спасает город. Особенно эффективны системы скоростного трамвая. Насколько я знаю, в ближайшее время такая система появится и у вас.
в: А какого мнения вы о нашем метро?
о: Это уникальное сооружение. Метро в Москве надо холить, беречь и активно развивать. Такой транспортной системы нет нигде в мире. Я уже не говорю о его потрясающей архитектуре...
в: У нас еще есть монорельсовая дорога...
о: Вот этого я пока не видел. Вообще монорельсовые системы - очень перспективный вид транспорта. Но их надо прокладывать на большие расстояния, соединяя ими места скопления крупных офисных центров с центром города. У вас, как мне рассказывали, монорельс построили не в самом загруженном месте. Возможно, у московских властей на это были свои причины.
в: Что вы посоветуете городским властям, чтобы разгрузить город от пробок?
о: Не бояться непопулярных решений. Когда в Лондоне вводили платный въезд в центр города, 40% горожан были против этого. Сейчас против такого решения всего 18% населения. Они увидели результат.
Москва выбирает свой путь
Заместитель мэра Москвы Юрий Росляк:
- Есть четыре основных направления борьбы с пробками в Москве. В первую очередь - строить новые дороги, чем мы сегодня активно занимаемся. Во-вторых, резко увеличить количество парковочных мест в городе. Сейчас их всего 35 000, а необходимо не меньше 140 000. Параллельно нельзя забывать о внедрении интеллектуальной системы управления дорожным движением и развивать общественный транспорт. В перспективе нужно еще убрать из центра большинство деловых и торговых комплексов, но это очень дорого. К примеру, "Москва-Сити" еще в начале 90-х был задуман именно как первый деловой комплекс вне центра города. Сами видите, сколько понадобилось времени на реализацию этого проекта.
Депутат Московской городской думы Иван Новицкий:
- Ограничить въезд в центр пока невозможно. Для начала мы должны обеспечить москвичам альтернативу личному транспорту. В первую очередь надо обеспечить водителей местами для парковки машин перед платной зоной и полностью пересмотреть систему городского наземного транспорта внутри центра. Речь идет не только о вводе дополнительного количества автобусов, но и о создании новых маршрутов. В некоторые районы центра сейчас быстрее дойти, чем доехать на общественном транспорте.
Из выступлений на международной конференции "Транспортные проблемы мегаполиса"
Анатолий Гусев Финансовые известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU