Ковтун Евгений Вячеславович.
Начальник внутреннего аудита ООО "Джекпот".
До 2001 г. зачет НДС предоставлялся и при отсутствии счета-фактуры, однако с 1 января 2001 года право на вычет НДС по приобретенным товарам, работам и услугам есть только у тех, кто получил и бережно сохранил счет-фактуру (ст. 169 НК РФ).
Отсутствие счетов-фактур влечет правомерный отказ в применении налоговых вычетов и предъявлению к вычету сумм НДС, но даже наличие и своевременное получение счетов-фактур не гарантирует налогоплательщику безоблачного налогового будущего.
Халатное отношение поставщиков к заполнению счета-фактуры иногда дорого обходится контрагенту. Если при проверке налоговые органы отвергнут сомнительные документы, то НДС, предъявленный по ним к вычету, а также пени на оспоренную сумму иногда могут даже разорить покупателя. В этом случае главный бухгалтер оказывается между двух огней. С одной стороны, он не должен принимать к учету дефектный счет-фактуру и вносить в него исправления, так как форма счета-фактуры, не соответствующая требованиям законодательства, не может служить основанием для подтверждения права на зачет или возмещение налога (постановление ФАС УО от 27 февраля 2002 г. по делу № Ф09-328/2002-АК). С другой стороны, его отказ увеличит налоговый платеж и лишит предприятие части оборотных средств как минимум на месяц.
К счастью, далеко не вся информация, указанная поставщиком, должна покупателем проверяться. И не каждая ошибка при заполнении счета-фактуры влечет для него негативные налоговые последствия.
Приведем три типичные ситуации, споры по которым были рассмотрены в арбитражных судах.
Ситуация 1. Организация принимала от поставщиков товаров неправильно оформленные счета-фактуры. В некоторых из них не был указан адрес грузополучателя, в других отсутствовала подпись руководителя налогоплательщика, кое-где не проставлялись дата или номер счета-фактуры. Тем не менее, в нарушение п. 2 и п. 8 ст. 169 НК РФ эти счета регистрировались в книгах покупок, а выделенные в них суммы НДС предъявлялись к вычету. Выездная проверка обнаружила ошибки, и налоговые органы отказались принять счета-фактуры в качестве основания для вычета. К сожалению, до вручения руководителю организации акта проверки и в течение двух недель после этого момента получить от поставщиков правильно оформленные документы не удалось. Это было сделано уже после вынесения Решения налогового органа о начислении организации всей суммы ранее предъявленного к вычету НДС. Поскольку проверкой охватывался последний квартал прошлого года, то помимо недоимки были начислены пени.
Попытки обжаловать решение налогового органа в суде в первой инстанции не увенчались успехом. Суд посчитал, что в момент вынесения Решения, налоговый орган руководствовался теми документами, которые были у него в наличии, а имеющиеся у него в то время неправильно оформленные счета-фактуры согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не дают права на вычет.
Однако поданная истцом апелляционная жалоба на Решение суда была удовлетворена, и апелляционная инстанция отменила Решение суда первой инстанции (Дело № А56-23252/02). Также, обратим внимание на постановление ФАС СЗО от 19 августа 2002 г. по делу № А56-10139/02, в котором суд определил, что наличие в счетах-фактурах, выставленных организации на оплату ее контрагентами-поставщиками, недостоверных сведений о стране происхождения товара и отсутствии реквизитов платежно-расчетных документов не препятствует предъявлению суммы НДС к вычету.
Ситуация 2. Во время проведения выездной проверки налоговые органы не приняли в качестве основания для вычета не полностью заполненные счета-фактуры. На этот раз до окончания проверки опальная организация успела получить от поставщиков и представить проверяющим переоформленные (теми же числами, какими были датированы и старые) счета-фактуры. Данное действие не встретило понимания со стороны налоговых органов, которые вынесли Решение о начислении НДС и пени.
Решение было обжаловано в суде, который рассудил, что до окончания налоговой проверки налоговикам следовало принять переоформленные счета-фактуры в качестве оснований для вычета НДС, поскольку прямого запрета на подобное переоформление Налоговый кодекс и законодательство о бухгалтерском учете не содержат. Главный аргумент суда: к моменту вынесения Решения у налогового органа уже были на руках полностью заполненные документы. Организация дело выиграла. (Постановление ФАС СЗО по делу № А56-9657/02). Отметим также постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.09.2002 N А56-15528/02, где говорится о том, что Налоговый кодекс РФ не только не запрещает налогоплательщику вносить изменения в неправильно оформленный счет-фактуру или заменять его для реализации права на возмещение из бюджета НДС, но и указывает на право плательщика представлять любые документы для подтверждения правомерности своей позиции, или постановление ФАС МО от 18 июня 2002 г. по делу № КА-А41/3811-02, где суд признал правомерным возмещение НДС в ситуации, когда налогоплательщик представил дооформленные счета-фактуры взамен счетов-фактур, первоначально оформленных с нарушением ст. 169 НК РФ.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что в соответствии с действующим налоговым законодательством формальные нарушения при составлении счетов-фактур являются основанием для непринятия к вычету сумм НДС, однако, Налоговый кодекс РФ не исключает право налогоплательщика применить налоговый вычет и возместить НДС после устранения нарушений, допущенных при оформлении указанных документов.
Таким образом, мнение суда и на этот счет расходится с трактовкой МНС.
Ситуация 3. При встречной проверке поставщиков проверяемой организации ИМНС обнаружила, что поставщики вообще не состоят на налоговом учете. Поэтому налоговики начислили проверяемой организации недоимку и пени по НДС. Пострадавший покупатель подал иск о признании недействительным Решения налогового органа. Суд удовлетворил исковые требования, указав при этом, что проверка достоверности указанных поставщиком в счете-фактуре реквизитов не входит в обязанности покупателя. Бухгалтеру, принимающему к учету счет-фактуру, следует только проверить полноту его заполнения и наличие всех необходимых подписей (Постановление ФАС СЗО по делу № А13-7885/01-05).
В постановлении ФАС ДО от 10 апреля 2002 г. по делу № Ф03-А73/02-2/548 суд признал правомерным зачет НДС по товарам, приобретенным у незарегистрированной компании, которая в счете-фактуре указала чужой ИНН, а в постановлении ФАС СЗО от 3 октября 2002 г. по делу № А56-14139/02 суд признал правомерным применение налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС в ситуации, когда поставщики внесли в счета-фактуры исправления ИНН.
Однако суды говорят нам также о том, что не может служить основанием для возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость представление счетов-фактур, оформленных с нарушением установленного порядка (недостоверный ИНН поставщика товара, ИНН вымышленной компании). Этот, по нашему мнению, вполне справедливый вывод определен судом в постановлении ФАС ВСО от 24 сентября 2002 г. по делу № А33-9590/01-Сза-Ф02-2756/2002-С1, а также в постановлении ФАС ДО от 22 июля 2002 г. по делу № Ф03-А73/02-2/1381, хотя ФАС СЗО в своем постановлении от 3 октября 2002 г. по делу № А56-14139/02 говорит о правомерном применении налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС в ситуации, когда поставщики внесли в счета-фактуры исправления ИНН. В дополнение к вышесказанному следует заметить, что в постановлении ФАС СЗО от 5 ноября 2001 г. по делу № А13-3956/01-19 суд определил, что неправильное указание ИНН поставщиком в счете-фактуре не препятствует возмещению НДС.
Таким образом, несмотря на то, что наше законодательство не ставит задачи перед налогоплательщиком следить за правильностью ИНН и регистрацией контрагента, оно в своих постановлениях все-таки отказывает в возмещении НДС. Такая позиция, в принципе, справедлива, так как фальшивым ИНН можно злоупотреблять при возмещении НДС, но далеко не бесспорна, что в частности подтверждает постановление ФАС ВСО от 12 сентября 2002 г. по делу № А10-3254/02-Ф02-2638/02-С1. Действительно, большая организация не может проверять все ИНН своих контрагентов.
Также, хотелось бы обратить внимание еще на одно интересное постановление арбитражного суда: в постановлении ФАС ВСО от 12 сентября 2002 г. по делу № А10-3254/02-Ф02-2638/02-С1 говорится о том, что довод налоговой инспекции о том, что в результате проведенных ею мероприятий выявлен факт отсутствия поставщика по указанному в счете-фактуре адресу, вследствие чего оплату НДС покупателем подтвердить невозможно, не основан на законе и не может являться основанием для отказа в возмещении НДС.
Статья получена: Клерк.Ру