В предыдущих выпусках журнала "Загородное обозрение" были затронуты вопросы землепользования граждан и юридических лиц на территории субъекта РФ - г. Санкт-Петербург. Приведены мнения по некоторым вопросам землепользования председателя КУГИ Санкт-Петербурга и председателя КЗРиЗ Санкт-Петербурга.
В ближайших выпусках журнала "Загородное обозрение" планируется ряд публикаций по вопросам землепользования в Ленинградской области.
Сегодня хотелось бы затронуть ряд вопросов, связанных с порядком обращения граждан и юридических лиц за оформлением земельных участков в собственность в связи с их выкупом, а также с особенностями правового регулирования земельных отношений в Ленинградской области.
Наиболее часто в практике риэлтерских фирм, если говорить о сделках с земельными участками, встречается вопрос - какова процедура выкупа земельных участков в собственность гражданами и юридическими лицами в Ленинградской области?
Временный порядок продажи земельных участков собственникам приватизированных государственных и муниципальных предприятий определен Постановлением Правительства Ленинградской области № 447 от 11.10.1996 г. (В редакции Постановления правительства Ленинградской области № 35 от 26.04.2001 г.)
Коротко можно сказать о следующем порядке прохождения документов в этом случае. Это, прежде всего, подача заявления о намерении выкупить земельный участок в областной Комитет по управлению государственным или муниципальным (в зависимости от района) имуществом, последующее заключение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству о нормативной стоимости земельного участка и иных параметрах земельного участка, составление соответствующим органом архитектуры и градостроительства заключения о соответствии градостроительной документации и затем приобретение земельного участка в собственность, с разрешения постоянно действующей комиссии при соответствующем Комитете по управлению государственным и муниципальным имуществом.
Для граждан определен иной порядок купли-продажи земельных участков, который установлен Постановлением Правительства Ленинградской области № 458 от 13.11.1995 г. Так, в соответствии с п. 1.11. указанного Постановления - при продаже гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, глава районной, городской, поселковой или волостной администрации (далее по тексту - администрация) издает постановление (распоряжение) на основании заключения районной, городской земельной комиссии, в состав которой входят представители общественности, администрации, районного, городского землеустроительного, архитектурно-градостроительного и юридического органов, органов управления муниципальным имуществом, бюро технической инвентаризации.
Другой немаловажный вопрос - какова стоимость приобретаемых земельных участков?
В ответе на этот вопрос, прежде всего, стоит упомянуть Постановление Правительства Ленинградской области № 133 от 24.12.2001 г. об установлении цены продажи земельных участков в Ленинградской области собственникам зданий и сооружений. Данным Постановлением установлен десятикратный размер ставки земельного налога за один квадратный метр при определении нормативной стоимости земельного участка. Субъекты же, имеющие право на выкуп земельных участков, перечислены в уже упомянутом Постановлении Правительства Ленинградской области № 447 от 11.10.1996 г. и Постановлении Правительства Ленинградской области № 458 от 13.11.1995 г .
Немало вопросов о необходимых действиях для приведения в соответствие с законодательством правоустанавливающих документов на земельные участки в последнее время прозвучало от граждан, земельные участки которым ранее были предоставлены на правах пожизненно наследуемого владения или на правах бессрочного пользования. Как быть этим гражданам, приводя свои правоустанавливающие документы на землю в соответствие с действующим законодательством?
На сегодняшний день, прежде всего, целесообразно определить границы землепользования такими участками, присвоить им кадастровые номера. От этого, в свою очередь, зависит, насколько проще будет в дальнейшем представлять необходимые документы для переоформления права на земельный участок. Право однократного бесплатного приобретения таких земельных участков в собственность законодательно закреплено в соответствующих статьях 20 и 21 Земельного кодекса РФ. Порядок же обращения по вопросам приобретения в собственность данных земельных участков в субъекте РФ - Ленинградская область будет являться предметом наших публикаций в ближайших выпусках журнала "Загородное обозрение".
В завершение хотелось бы обратить внимание на некоторые отличия в подходах к предоставлению земельных участков на правах аренды или выкупа земельных участков в собственность в Ленинградской области и в Санкт-Петербурге. Учитывая, что Санкт-Петербург - город федерального значения, субъект федерации, который имеет площадь существенно меньшую, чем субъект федерации - Ленинградская область, количество муниципальных образований, в связи с этим существенно отличается от их количества в Санкт-Петербурге. Как следствие, роль муниципальных образований в Ленинградской области, безусловно, в вопросах землепользования представляется значительно весомей, чем в Санкт-Петербурге. В силу этого порядок предоставления земельных участков в собственность в связи с их выкупом, бесплатным приобретением гражданами или долгосрочной арендой может иметь некоторые особенности в разных муниципальных образованиях и, очевидно, будет являться в ближайшее время предметом законодательного регулирования на уровне Правительства Ленинградской области.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru