Неоднозначное толкование законодательства по данной проблеме привело к тому, что в ряде муниципальных образований Ленинградской области, идя по пути наименьшего сопротивления, полностью прекратили рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков в собственность. В связи с этим вопрос о том, кто же сегодня вправе принимать решение о передаче того или иного земельного участка в собственность является не только правовым, но и приобретает социальное значение.
Для того, чтобы разобраться с полномочиями муниципальных образований, обратимся, прежде всего, к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который относит к предметам ведения местного самоуправления в числе прочих вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за использованием земель на территории муниципального образования (п.
2 ст. 6), а также устанавливает право муниципальных образований принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации.
Поскольку целью данной статьи является исследование полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Ленинградской области, то, соответственно, необходимо выяснить, что по данному поводу установлено областным законодательством. В частности, в статье 11 Закона "О местном самоуправлении в Ленинградской области" сказано, что вопросы по предоставлению в соответствии с законодательством земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, передачи (продажи) их в собственность и аренду отнесены к вопросам местного значения, то есть относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Следовательно, можно сделать однозначный вывод о том, что муниципальные образования в соответствии с действующим законодательством имеют полномочия по распоряжению муниципальной собственностью и земельными участками. Поскольку до настоящего времени разграничения права собственности на земельные участки не осуществлено и этот процесс может затянуться на длительное время, необходимо установить, вправе ли муниципальное образование распоряжаться государственными землями? Ответ на этот вопрос содержится в пункте 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, продлены до момента разграничения государственной собственности на землю.
Теперь необходимо установить, в каких пределах муниципальное образование вправе реализовывать предоставленные ему полномочия.
Для поиска ответа на поставленный вопрос необходимо исследовать Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", вступивший в действие с 21 января 2002 года. Данным Законом определены правовые основы разграничения земель на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность). В соответствии со статьей 5 названного Закона муниципальная собственность возникает на земли особо охраняемых природных территорий местного значения, земли водного фонда, занятые муниципальными водными объектами. К муниципальным в силу той же статьи Закона относятся земли практически всех категорий, за исключением земель лесного фонда, если на них расположены объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной либо частной собственности. Исключение из данного правила составляют только земельные участки, на которых располагается приватизированное недвижимое имущество, принадлежавшее до приватизации Российской Федерации либо субъекту Российской Федерации. Также муниципальными будут являться все земельные участки, предоставленные гражданам, коммерческим и некоммерческим организациям, органам местного самоуправления, муниципальным предприятиям и учреждениям. Кроме того, к разряду муниципальных отнесены и все земли запаса в границах муниципального образования, свободные от недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности или являвшегося таковым до его приватизации, а также земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.
Полномочия органов местного самоупра-вления нашли также свое подтверждение и в разработанных Правительством Российской Федерации, в рамках названного Закона, "Правилах распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государ-ственной собственности на землю", утвержденных постановлением от 7 августа 2002 года № 576. В соответствии с данными Правилами органы местного самоуправления имеют право:
- предоставлять гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной собственности;
- предоставлять гражданам и юридическим лицам земельные участки под объектами недвижимости, находящимися в их собственности;
- принимать решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами не у Российской Федерации и не у субъектов Российской Федерации.
Разумеется, этим перечислением полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений не ограничиваются. Но поскольку целью данной статьи было исследование вопроса, связанного с распоряжением земельными участками, являющимися в настоящее время государственной собственностью, надеюсь, что мне удалось дать на него достаточно обоснованный и однозначный ответ. В связи с этим, считаю, что все отговорки органов местного самоуправления, отказывающих в предо-
ставлении либо в выкупе земельных участков в связи с отсутствием у них соответствующих полномочий, являются несостоятельными. А их бездействие по данному вопросу может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru