На смену упраздненному Министерству труда и социального развития РФ пришла Федеральная служба по труду и занятости РФ. О том, какие задачи будет решать новое ведомство, рассказывает заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости РФ Юрий Викторович ГЕРЦИЙ.
Интервью подготовила Ирина СМИРНОВА
Журнал «Кадровое дело» №7, 2004
- Что представляет собой новая служба и в чем состоят ее принципиальные отличия от ранее действовавшего Министерства труда и социального развития?
- Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти. Она находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы.
В ведении Федеральной службы по труду и занятости находятся государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения). В структуру центрального аппарата входит семь управлений по основным направлениям деятельности.
- Что входит в ее функции?
- Мы будем контролировать соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, содействовать занятости, урегулированию коллективных споров, решать вопросы трудовой миграции. Вот это основные функции, которые перешли в ведение Федеральной службы по труду и занятости населения от упраздненного Министерства труда и социального развития.
Как и прежде, работодатели могут обращаться к нам за подбором необходимых работников и помощью в разрешении проблем, связанных с применением трудового законодательства. Кроме того, в нашей компетенции остаются вопросы выдачи заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.
- Старение населения и дефицит высококвалифицированных рабочих, скрытая безработица - факторы, которые будут определять развитие российского рынка труда в ближайшие годы. Каковы в этих условиях приоритеты Федеральной службы по труду и занятости?
- Прежде всего, мы будем совершенствовать работу государственной инспекции по труду, правовой надзор в области труда, а также разрешать вопросы, связанные с реализацией нормативных актов в области занятости населения и урегулирования коллективных трудовых споров. Эти три блока и определяют приоритет в работе нашей службы. Мы сейчас вводим новое управление, которое будет заниматься вопросами альтернативной гражданской службы и трудовой миграции.
- Кстати, вопрос об использовании предприятиями иностранной рабочей силы стоит сейчас очень остро. Какие в связи с этим прогнозы Федеральной службы по труду и занятости?
- Трудовая миграция - это действительно актуальная проблема. Поскольку Россия рассчитывает на то, что будет принята во Всемирную торговую организацию, ей необходимо "подгонять" свои законы под международные стандарты.
Необходимо особое внимание обратить на трудовых мигрантов из стран СНГ. Депортация незаконных работников должна осуществляться за счет работодателей. Официальное количество иностранцев на российском рынке труда составляет сегодня около 300 тысяч, в то время как реальное число-2-3 миллиона человек. Россия не готова принять такое количество людей, обеспечить их необходимыми условиями проживания и труда. Было бы ошибкой воспринимать иностранную рабочую силу как панацею. Вместо этого необходимо рациональное и эффективное использование существующих трудовых ресурсов.
- Какие обязательные для работодателей документы будет готовить Федеральная служба?
- Нормотворческой деятельностью будет заниматься Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Мы же будем работать по реализации принятых законов, постановлений - готовить разъяснения, рекомендации, методические материалы. Нормативно-правовые документы служба готовить не будет.
- Сохранятся ли в работе службы встречи с представителями работодателей, как это делал Минтруд?
- Конечно, мы будем поддерживать отношения с работодателями. Будем участвовать в реализации федерального соглашения, которое заключается тремя сторонами - представителями работодателей, Федеральной службой по труду и занятости и Правительством РФ. На местном уровне эта работа будет проводиться через наши территориальные органы. Мы планируем, как и раньше, организовывать совещания по охране труда и соблюдению трудового законодательства, встречи, посвященные проблемам занятости, ситуации на рынке труда.
- В свое время Минтруд много внимания уделял вопросам повышения уровня жизни населения. Сохранилось ли это направление в деятельности Федеральной службы?
- Нет, эта задача отходит к ведению Министерства здравоохранения и социального развития. Но наша служба будет принимать в этом участие через оказание содействия гражданам в трудоустройстве, подборе работ, обеспечении прав и гарантий в области охраны труда.
Статья получена: Клерк.Ру