Панфилова Вита Викторовна,
ведущий эксперт-консультант Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ
В экономически развитых странах уже давно широкое распространение получила организация предпринимательской деятельности на основе франчайзинга. Чаще всего такие договоры заключаются в сфере сбыта товаров и оказания услуг (особенно услуг быстрого питания). В последнее время франчайзинг стал развиваться и в нашей стране. В рамках данной статьи вы ознакомитесь с механизмом расчетов по договору франчайзинга, порядком его регистрации, с правами и обязанностями сторон.
В российском законодательстве термин «франчайзинг» отсутствует.
По своему содержанию он соответствует понятиям «коммерческая концессия» и «договор коммерческой концессии», определенным гл. 54 ГК РФ. Цель коммерческой концессии – содействовать продвижению на рынке товаров (работ, услуг), производимых (продаваемых) правообладателем. Правообладатель (франчайзер) – это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он разрешает пользователю. Пользователь (франчайзи) – это лицо, получающее возможность использовать исключительные права. И правообладатель, и пользователь в момент заключения договора коммерческой концессии должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей1.
Права и обязанности сторон договора франчайзинга
По договору коммерческой концессии правообладатель обязан:
- передать пользователю техническую и коммерческую документацию, проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением прав, предоставленных по договору коммерческой концессии, а также сообщить всю необходимую информацию;
- выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, в установленном порядке обеспечив их оформление.
Если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель должен:
- обеспечить регистрацию договора;
- оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, в том числе в обучении и повышении квалификации работников;
- контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии2.
С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой по договору коммерческой концессии, пользователю необходимо:
- использовать фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом;
- обеспечивать соответствие качества производимых на основе договора товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) качеству аналогичных товаров (работ, услуг), производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
- соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем;
- оказывать покупателю (заказчику) все дополнительные услуги, на которые он мог бы рассчитывать при приобретении (заказе) товара (работы, услуги) непосредственно у правообладателя;
- не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
- предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;
- информировать покупателя (заказчика) о том, что фирменное наименование (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации) используется в силу договора коммерческой концессии3.
При этом «правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем»4.
Механизм расчетов по договору франчайзинга
Изначально франчайзи делает первый взнос – разовый (паушальный) платеж, представляющий собой зафиксированную в договоре сумму, которую можно выплатить и в рассрочку. Данным видом платежа оплачиваются технологии, ноу-хау, иная коммерческая информация, а также обучение работников фирмы-пользователя. Работая под торговой маркой франчайзера, франчайзи выплачивает ему вознаграждение (роялти), которое определяется различными способами: фиксированной суммой, процентом от прибыли, выручки и т. п. Как правило, роялти выплачивается периодически. Один из способов установления роялти – в виде наценки на оптовую цену товаров. То есть франчайзер будет реализовывать товары по ценам, превышающим цену закупки у поставщиков, а сумма превышения и составит вознаграждение франчайзера5.
Регистрация договора франчайзинга
Договор франчайзинга заключается в письменной форме и подлежит обязательной государственной регистрации6. 1. Договор регистрируется в налоговой инспекции, в которой фирма-правообладатель стоит на учете, а если правообладатель – иностранное лицо, то по месту регистрации пользователя. Порядок регистрации договоров коммерческой концессии утвержден Приказом Минфина РФ от 12.08.2005 N 105н «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)». Госпошлина за регистрацию договора в налоговом органе составляет 1000, за регистрацию изменений договора – 200 руб.7. 2. Если используется объект, охраняемый в соответствии с патентным законодательством (товарный знак, патент на изобретение), то договор регистрируется в Российском агентстве по патентам и товарным знакам (Роспатент). Правила регистрации изложены в Приказе Роспатента от 29.04.2003 N 64 «О правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания…». Размеры пошлин за регистрацию договора коммерческой концессии в Роспатенте установлены Положением о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.1993 N 793.
Статья получена: Клерк.Ру