Юлия Шиляева,
член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов
www.palata-nk.ru
С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон от 04.11.2005 № 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров".
Согласно Федеральному закону № 137-ФЗ порядок взыскания налогов, пеней, штрафов станет единым для организаций и индивидуальных предпринимателей. В связи с этим изменены редакции ст. 46 и 47 НК РФ, устанавливающие порядок взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств, а также иного имущества организаций, индивидуальных предпринимателей. До внесения последних поправок налог мог быть взыскан в бесспорном порядке только с организации, а взыскание налога с физического лица, в том числе и индивидуального предпринимателя, - только в судебном порядке.
Но главной новацией этого закона является введение досудебной процедуры взыскания налоговой санкции. Основная цель, которую ставил перед собой законодатель при принятии закона, - разгрузить суды от "копеечных" налоговых дел, инициируемых налоговыми органами.
Теперь наравне с судебной процедурой взыскания налоговых санкций будет действовать процедура взыскания налоговых санкций с налогоплательщика на основании решения налогового органа. Такой порядок установлен ст. 103.1 НК РФ.
Досудебная процедура заключается в следующем.
По итогам проведения контрольных мероприятий и выявления налоговых нарушений налоговый орган предлагает налогоплательщику - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить сумму налоговой санкции. В случае ее неуплаты налоговый орган, минуя суд, обращает к исполнению вступившее в силу решение о взыскании налоговой санкции с налогоплательщика путем направления его судебному приставу-исполнителю. Срок давности взыскания налоговой санкции остается прежним – 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта. А далее судебный пристав действует в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Применение той или иной процедуры зависит от размера штрафа, налагаемого на налогоплательщика по результатам контрольных мероприятий. Законодатель установил применение досудебной процедуры в отношении штрафа по каждому неуплаченному налогу за налоговый период: для индивидуального предпринимателя в сумме не более 5 тысяч рублей, для организации - не более 50 тысяч рублей. Также досудебная процедура будет применяться в отношении штрафных санкций за иные нарушения налогового законодательства, а также по совокупности налоговых нарушений (например, по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и сведений).
Очевидно, что указанные суммы штрафов не являются максимальными налоговыми санкциями по результатам налоговых проверок для применения внесудебного порядка их взыскания.
Согласно статье 87 НК РФ налоговой проверкой (камеральной, выездной) могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Количество проверяемых в ходе проверки налогов определяется налоговым органом. В отношении каждого налога Налоговым кодексом РФ определен налоговый период: календарный месяц – в отношении акцизов, квартал - по единому налогу на вмененный доход, календарный год – по налогу на прибыль организаций и т.д..
Например, 1 февраля 2006 года налоговый орган начинает выездную налоговую проверку организации по вопросу правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Проверяется период с 2003г. по 2005 г. Принимая во внимание, что налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц, то проверяемый период включает 36 налоговых периода. Если предположить худший вариант развития событий для организации, а именно то, что налоговый орган в каждом налоговом периоде по НДС устанавливает неуплату налога, то по результатам выездной налоговой проверки организации могут быть предъявлены налоговые санкции в максимальной сумме 1 800 000 рублей, которые будут взыскиваться с организации во внесудебном порядке.
Таким образом, размер налоговой санкции будет зависеть от количества проверяемых налогов, количества налоговых периодов, в которых совершены налоговые правонарушения, а также проверяемых периодов.
Если по результатам налоговых проверок налоговый орган вменит налогоплательщику часть налоговых санкций в пределах, установленных Федеральным законом № 137-ФЗ, а часть – сверх, то не исключено, что налогоплательщик столкнется с двумя процедурами взыскания налоговых санкций одновременно – досудебной и судебной. Но следует иметь в виду, что согласно п. 7 ст. 114 НК РФ в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика превышает лимит, установленный ст. 103.1 НК РФ, по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке.
Поскольку налоговая санкция по результатам контрольных мероприятий вменяется налогоплательщику решением о привлечении его к налоговой ответственности, то начало применения досудебной процедуры будет зависеть от даты принятия такого решения.
Так, применение досудебного порядка взыскания начнется по решениям о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, вынесенным в 2006 году, вне зависимости от начала налоговой проверки: до 1 января 2006 года или после. А по решениям, вынесенным до 1 января 2006 года, должен действовать только судебный порядок взыскания налоговой санкции, т.к. Федеральный закон № 137-ФЗ вступает в действие с 1 января 2006 года и не может иметь обратной силы, как документ, ухудшающий положение налогоплательщиков.
Следует отметить, что право налогоплательщика на защиту своих интересов гарантированно законодательством и осталось незыблемым. Поэтому налогоплательщик при нарушении его прав, как и прежде, может обжаловать акты государственных органов, действия (бездействия) должностных лиц государственных органов путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или в суд.
В этой связи всегда возникал вопрос у налогоплательщика – приостанавливается ли исполнение решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на срок рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом или рассмотрения заявления судом? Действующее законодательство ориентировано на усмотрение вышестоящего органа или суда по принятию обеспечительных мер.
Однако с 1 января 2006 года иначе будет обстоять дело с обеспечительной мерой. Налогоплательщик, обращаясь с жалобой в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, получит безусловное приостановление исполнения решения о взыскании налоговой санкции на период рассмотрения жалобы и принятия решения по ней. В общей сложности такой период может составить 2 месяца. В отношении судебных органов остается усмотрение суда по принятию или не принятию обеспечительных мер.
При обжаловании решения налогового органа копия жалобы должна быть подана в налоговый орган, вынесшей решение о взыскании налоговой санкции.
Существует определенное сомнение в том, что цель, которую ставил законодатель при принятии Федерального закона № 137-ФЗ – разгрузить судебную систему, будет достигнута. Напротив, количество дел, рассматриваемых в арбитражных судах, может увеличиться. Это будут дела, связанные с обжалованием актов ненормативного характера налоговых органов, а также действий (бездействий) должностных лиц таких органов; дела, связанные с обжалованием актов судебных приставов-исполнителей, действий приставов. К перечисленным добавятся дела, связанные с возмещением убытков, понесенных в результате неправомерного взыскания налоговых санкций. Это обусловлено не только введением процедуры внесудебного порядка взыскания штрафов, но и тем, что действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрен механизм возврата налоговой санкции.
В заключение следует отметить, что аналогичный внесудебный порядок вводится и в отношении взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" дополнен статьей 25.1. Именно эта норма с нового года предоставит право территориальным органам Пенсионного фонда РФ взыскивать недоимку по страховым взносам, пеням и штрафам на основании собственного решения.
Статья получена: Клерк.Ру