МАРИЯ ВАСЬКОВА,
ООО "Юридическая контора "Традиция"
Одна из гарантий защиты законных прав налогоплательщика от ненадлежащего исполнения налоговыми органами своих обязанностей - четкая регламентация деятельности последних. Она призвана способствовать более добросовестному отношению должностных лиц к срокам обращения налоговых органов в суд с заявлением о принудительном взыскании налога и пеней.
ТРЕБОВАНИЯ ЗАПАЗДЫВАЛИ...
Долгое время вопрос о сроке обращения налоговых органов в суд с заявлением о принудительном взыскании налога и пеней вызывал споры.
В соответствии с п.
3 ст. 48 Налогового кодекса РФ исковое заявление о взыскании налога может быть подано в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Данный срок является пресекательным, его пропуск влечет отказ в удовлетворении заявления о взыскании налога и пеней (п. 12 постановления Пленума ВАС РФ N 5 от 28 февраля 2001 года).
В связи с тем что пресекательный срок для обращения в арбитражный суд исчисляется с момента окончания срока, установленного в требовании об уплате налога, важное значение имеет факт направления налогоплательщику требования об уплате налога и пеней, а также срок, в течение которого налоговый орган обязан это сделать.
Статьей 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога либо, если требование направляется по результатам налоговой проверки, в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Однако на практике налоговые органы зачастую пропускают и сроки для направления требования, и срок для обращения в суд. Затем налоговые органы как ни в чем не бывало направляют налогоплательщику новое требование, в котором указывают срок для уплаты недоимки и пеней, и с момента его окончания исчисляют 6-месячный пресекательный срок для обращения в суд.
ПРАКТИКА НЕ РАЗ МЕНЯЛАСЬ...
Судебная практика по вопросу о возможности взыскания налога и пеней в случае, если требование об уплате налога было направлено с нарушением сроков, установленных ст. 70 НК РФ, неоднократно менялась: сроки, установленные ст. 70 НК РФ, сначала рассматривались как пресекательные, затем - как процедурные, и, следовательно, их нарушение не влекло отказа во взыскании налогов и пеней. Впоследствии постепенно стало формироваться мнение о том, что при обращении налогового органа в суд с заявлением о взыскании налогов и пеней должны совокупно учитываться: срок, установленный для направления требования, срок, установленный в требовании, и 6-месячный срок для подачи заявления.
А ПОРЯДОК СТАТИЧЕН
17 марта 2003 года Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ выпустил Информационное письмо N 71 с "Обзором практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ" (далее - Обзор). В Обзоре была обобщена судебная практика по некоторым спорным вопросам применения НК РФ, в том числе и касательно порядка исчисления срока для обращения налоговых органов в суд с заявлением о принудительном взыскании налогов и пеней.
Согласно выработанным рекомендациям (п. 6 Обзора) "пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней".
Таким образом, вне зависимости от даты фактического направления требования об уплате налога и пеней срок для обращения налогового органа в суд с заявлением о принудительном взыскании налогов и пеней исчисляется путем последовательного сложения следующих сроков:
- срок для направления требования об уплате налога соответственно:
- три месяца после наступления срока уплаты налога,
- либо, если требование направляется по результатам налоговой проверки, десять дней с даты вынесения соответствующего решения; - срок, установленный в требовании для исполнения обязанности по уплате налога. При этом, если направлялось несколько требований, в расчет должен приниматься срок, установленный в первом требовании, либо, при наличии еще одного требования, в расчет принимается указанный в нем срок независимо от времени фактического направления требования;
- 6-месячный срок для подачи заявления в суд о взыскании налогов и пеней.
При направлении налоговым органом требования об уплате налога по результатам камеральной проверки, проведенной с нарушением срока, установленного ст. 88 НК РФ, сам по себе факт нарушения срока камеральной проверки не влечет отказа в удовлетворении арбитражным судом заявления налогового органа о принудительном взыскании налогов и пеней (п. 9 Обзора). Заявление может быть удовлетворено в случае, если оно подано в арбитражный суд в пределах сроков, установленных в НК РФ, а именно:
- трехмесячного срока для проведения камеральной проверки, исчисляемого со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст. 88 НК РФ);
- десятидневного срока для направления требования по результатам проверки (ст. 70 НК РФ);
- шестимесячного срока для обращения в суд (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Выработанные рекомендации отвечают общей концепции НК РФ о четкой регламентации деятельности налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками и, с одной стороны, служат гарантией законных прав налогоплательщика от ненадлежащего исполнения налоговым органов обязанностей, возложенных на них НК РФ, с другой стороны, должны способствовать более добросовестному отношению должностных лиц налоговых органов к своим обязанностям.
------------------------
<1> В соответствии со ст. 189, 212 АПК РФ с 1 сентября 2002 года возбуждение дел о взыскании обязательных платежей и санкций осуществляется на основании заявления (а не искового заявления) налогового органа.
Статья получена: Клерк.Ру