Система арбитражных судов меняется кардинальным образом. Теперь спорить с налоговиками станет сложнее, а вот подавать апелляционные жалобы – проще.
Недавно в Москве прошло совещание председателей арбитражных судов во главе с Владимиром Яковлевым. Заявленный список участников события впечатлял: Дмитрий Медведев, руководитель Администрации Президента, Владимир Иванов, помощник Президента, Владимир Устинов, генеральный прокурор, и многие другие высокие сановники. Большинство из них действительно приехали на мероприятие, однако предпочли ограничиваться в выступлениях короткими приветствиями или вообще чинно молчали, предоставив главное слово председателю Высшего Арбитражного Суда.
Владимир Яковлев рассказал о работе арбитражей за последние 12 лет, о том, какие проблемы существуют у нашей судебной системы, и – самое главное – чего ожидать от нее в 2005 году.
Председатель сообщил, что с каждым годом арбитражным судам приходится рассматривать все больше дел, и судьи крайне загружены работой. Причем больше половины споров, которые рассматривают арбитры, связаны с обжалованием различных действий и решений чиновников. Только в 2004 году количество дел, связанных с обжалованием актов государственных структур возросло на 16,6 процента.
Особенно отличились в этом году сотрудники Пенсионного фонда. Мало того, что общее количество заявлений, которые они подают в суд, постоянно растет. Так ведь по 30 процентам этих заявлений сумма требований составляет не более 100 рублей!
Как известно, госпошлина по заявлениям на обжалование решений чиновников небольшая (с нового года – 2000 руб.). Сами же чиновники при обращении в суд вообще пошлину не платят. Значит, государственная пошлина не может покрыть всех расходов на содержание судебного аппарата.
А ведь расходы на содержание арбитражных судов составляют ежегодно минимум 16 миллиардов рублей. При этом за первые девять месяцев 2004 года сумма государственной госпошлины, уплаченной в бюджет, составила всего чуть больше одного миллиарда рублей.
Как выразился Яковлев, настораживает, что в некоторых регионах, например в Башкортостане, Мордовии, Ярославле, Тамбовской и Амурской областях, количество дел увеличивается особенно быстро.
«У нас такая судебная система, благодаря которой в суд может обратиться любой, – говорит главный арбитр России, – отсюда и колоссальная загруженность судов!» По мнению Яковлева, выходом из этой ситуации будет введение обязательной досудебной процедуры по так называемым спорам, возникающим из административных правоотношений. К таким спорам, в частности, относятся налоговые, таможенные пререкания, споры о привлечении к административной ответственности.
В Налоговый, Таможенный кодексы и другие законы планируется внести поправки. Суть их вот в чем. Сейчас, если предприятие не согласно с действиями чиновников, оно может сразу обратиться в суд. Если примут поправки, предложенные Высшим Арбитражным Судом, то прежде чем подавать иск на представителей власти, нужно будет обязательно пожаловаться на чиновников в вышестоящую инстанцию. В какую конкретно инстанцию обращаться и в каком порядке, будет прописано в «поправочном» законе.
Как стало ясно из слов Владимира Яковлева, цель этой досудебной процедуры – снизить количество обращений в арбитражные суды, которые и так уже сильно перегружены.
Судов будет больше
Сейчас в России формируют систему апелляционных судов. Всего их планируют создать 20, причем 13 из них должны были начать работу уже в 2004 году.
Яковлев рассказал о проблемах, возникающих при создании новых апелляционных арбитражных судов. Идея организации таких инстанций не нова. По словам верховного арбитра, они с успехом действуют во всем мире:
«Системы апелляционных процедур урегулирования конфликтов существуют во всем мире. Например, я недавно побывал в Германии, так там налогоплательщик сразу в арбитражный суд не пойдет, да у него никто заявление и не примет. Сначала он обращается в налоговый орган. Там существует специальное подразделение, которое рассматривает жалобы. Если налогоплательщик прав и его претензии обоснованны, то этот орган имеет власть удовлетворить их. Это быстро и бесплатно. Если притязания жалобщика необоснованны и налоговики не убедили фирму в их неправоте, то только тогда заявление отправляется в суд. И это помогает избежать завала. За рубежом предприниматели и фирмы предпочитают не доводить дело до весов Фемиды. Потому что суд – это дорого и на судебных издержках фирма может просто разориться».
В России пока реально работают только три апелляционных суда. Два находятся в Москве (один обслуживает столицу, а другой – Московскую область), а третий работает в Санкт-Петербурге. Точный адрес еще 13 судов уже определен. А вот местонахождение остальных пока еще точно неизвестно.
Апелляционные суды создают для того, чтобы сделать пересмотр судебных решений более профессиональным и независимым. Ведь сейчас пока везде, кроме Москвы и Питера, одни и те же судьи рассматривают дела – как в первой, так и в апелляционной инстанции. Ведь среди арбитров не предусмотрено четкого разделения на тех, кто работает в первой инстанции, а кто в апелляции.
Эту проблему как раз и должны вскоре решить апелляционные суды. Но из-за большой загруженности арбитров при создании апелляционных судов, по словам Яковлева, часто происходят сбои. Не хватает специалистов, обладающих достойной квалификацией, которые смогли бы там работать. Ведь сейчас в среднем на каждого арбитра первой инстанции приходится почти по 60 судебных дел ежемесячно. Да и с помещениями проблема. Владимир Яковлев с улыбкой вспомнил, как в одном городе мэрия хотела разместить суд в здании, где на первом этаже находилось казино.
Председатель ВАС без судейского прошлого
Работать по-новому арбитражная система начнет с новым председателем Высшего Арбитражного Суда – Антоном Ивановым. На момент подписания номера в печать его кандидатуру рассматривали и Президент, и Совет Федерации. Антон Иванов от общения с прессой упорно отказывается. А вот Владимир Яковлев охотно рассказывает о своем преемнике: «У меня сложилось о нем благоприятное впечатление. Я знаю его лично не очень хорошо, но знаком с ним по профессиональной линии. Он закончил с отличием юридический факультет Ленинградского государственного университета. По окончании его был принят в аспирантуру. Работал доцентом на кафедре гражданского права того же Ленинградского университета. Потом перешел на практическую работу, стал отличным юристом и был назначен начальником Управления юстиции по г. Санкт-Петербургу. Cогласитесь, это довольно солидная работа. На этом посту он получил опыт организаторской и руководящей деятельности, затем стал первым заместителем генерального директора “Газпроммедиа”.
Лично я наблюдал г-на Иванова как ученого, читал его работы. Некоторое время он был редактором журнала “Правоведение”, а до нынешнего назначения – членом Совета по совершенствованию и сертификации гражданского законодательства. Я не единожды видел и слышал его в качестве человека, который проводил экспертизу законодательных актов. В последний раз это было заключение по проекту Лесного кодекса. В нем чувствуется крепкий, даже капитальный специалист в области гражданского права, а для работы на посту председателя Высшего Арбитражного Суда это очень важно. Думаю, он справится».
К этой положительной характеристике остается лишь добавить, что судьей Антон Иванов пока не успел поработать...
| |||
|
за 2004 год | ||
|
| ||
– Поступило дел |
|
|
|
– Рассмотрено в первой инстанции |
|
|
|
– Обжаловано |
|
89 736 |
|
– Рассмотрено в апелляционной инстанции |
|
|
|
– Рассмотрено в кассационной инстанции |
|
|
|
– Отменено |
|
|
|
– Нагрузка на одного судью |
|
|
|
Анастасия АНДРЕЕВА
Материал предоставлен журналом «Расчет», №1 2005 г.
Статья получена: Клерк.Ру