C. ШЕЛЕНКОВ, руководитель юридической
группы компании
"ЭКОН-ПРОФИ"
Рассматривая ряд новелл Уголовного кодекса РФ, можно отметить снижение размера уголовных санкций, уточнение ряда составов преступлений, которые вызывали неоднозначное толкование на практике. В то же время некоторые поправки, внесенные Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", нуждаются в комментариях. Например, новая редакция ст. 199 УК РФ "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации".
В настоящее время вести речь об уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ можно лишь в строго определенных случаях - уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (далее - налогоплательщика) путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
!Все иные ситуации, которые допускались прежней редакцией статьи в качестве предпосылок наступления уголовной ответственности, исключены.
К числу документов, помимо
налоговых деклараций, искажение которых может стать причиной неуплаты налога и
(или) сбора, следует, например, отнести:
-
расчет по авансовым платежам по ЕСН (п. 3 ст. 243 НК РФ);
- расчетная ведомость по средствам Фонда
социального страхования РФ (п. 5 ст. 243 НК РФ);
- расчет по авансовым платежам по налогу на
имущество организаций (ст. 386 НК РФ);
-
расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное
страхование (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации");
- расчет 10-процентных отчислений от платы за
загрязнение окружающей природной среды на соответствующий год (постановление
Правительства РФ от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и
ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение
отходов, другие виды вредного воздействия"; Инструктивно-методические указания
по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды РФ
26.01.93; Порядок направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей
природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утв.
Минприроды РФ, Минфином РФ, ГНС РФ 03.03.93 N 04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10;
постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными
источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные
объекты, размещение отходов производства и потребления");
- расчет 10-процентных отчислений от оплаты за
фактическое загрязнение окружающей природной среды за соответствующий квартал
(то же правовое основание, что и в предыдущем случае);
- расчет сумм сбора за использование
наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и
словосочетаний за соответствующий квартал (Закон РФ от 02.04.93 N 4737-1 "О
сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и
образованных на их основе слов и словосочетаний"; Приказ МНС РФ от 29.06.2000 N
БГ-3-02/246);
- расчет регулярных платежей за
пользование недрами (п. 6 ст. 43 Закона РФ от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах").
Понятие крупного размера, наличие
которого дает повод для возбуждения уголовного дела, приведено в примечании 1 к
ст. 199 УК.
Крупным размером признается сумма
налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет
подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и
(или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или)
сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным
размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд
более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных
налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и
(или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
Законодатель, вводя данное
определение, не уточнил, как происходит исчисление упомянутых финансовых лет в
ситуации, когда организация действует менее трех лет. Допустимо ли в этом случае
в принципе говорить об уголовной ответственности. Да и что такое "финансовый
год"? Отличается ли он чем-нибудь от календарного года?
В настоящее время однозначного ответа на
поставленные вопросы ни правоохранительные органы, к компетенции которых
отнесено возбуждение уголовных дел по ст. 199 УК (органы внутренних дел), ни
практикующие юристы не дают.
По нашему мнению,
понятие "финансовый год" означает период функционирования налогоплательщика, в
течение которого он осуществлял предпринимательскую деятельность, был обязан
нести повинности в пользу государства в виде налогов и (или) сборов и сдавать
налоговые декларации, другие документы, с наличием которых налоговое
законодательство связывает исчисление и уплату налогов и (или) сборов.
Таким образом, финансовый год может совпадать
с календарным годом (в случае начала деятельности с нового календарного года)
либо исчисляться по правилам, изменяющимся в зависимости от конкретного
налогоплательщика (с момента фактического начала деятельности, налогового
периода по соответствующему налогу и и т. д.).
!Но в любом случае исчисление финансового года
привязано к календарному году и основывается на нем.
В то же время словосочетание "в
пределах трех финансовых лет" означает, что законодатель тем самым установил
максимальный срок, который может быть использован при определении признаков
уголовного правонарушения в деяниях налогоплательщика. Что касается минимального
срока, который может быть положен в основу расчета, то законодатель никаких
ограничений не предусмотрел.
Правоохранительные органы могут избрать для
расчета любой период времени, укладывающийся в трехлетний срок, и рассмотреть
вопрос о привлечении к уголовной ответственности, даже если налогоплательщик
действует, например, один год, два года и т. д., в течение которых он исчислял и
уплачивал налоги и (или) сборы.
Следует отметить, что при расчете
суммы неуплаченного налога сотрудник правоохранительных органов принимает во
внимание такие показатели, как превышение доли неуплаченных налогов и сборов 10
процентов в общей сумме налогов и сборов за определенный период времени.
Это означает, что он должен действовать по
следующему алгоритму: прежде всего установить, сколько налогов и сборов было
уплачено налогоплательщиком за соответствующее время, сколько составила
недоимка, и уже потом вынести постановление о возбуждении или об отказе в
возбуждении уголовного дела.
Аналогичным
образом следует поступать при решении вопроса о наличии признаков
противоправного деяния, являющегося преступлением по ст. 199 УК РФ, в части
причинения ущерба государству в результате неуплаты налогов и (или) сборов в
особо крупном размере: выявить недоимку в размере свыше 2 000 000 руб.,
определить, сколько налогов и сборов в совокупности уплатил налогоплательщик за
исследуемый период времени, в котором возникла недоимка, и установить, превышает
ли такая недоимка 20% от суммы всех уплаченных налогоплательщиком налогов и
сборов.
Указанный механизм определения
основания для наступления уголовной ответственности действует до того момента,
пока сумма обнаруженной недоимки не превысила 1 500 000 руб. (а в случае особо
крупного размера - 7 500 000 руб.). Поскольку сам факт наличия такой недоимки
служит необходимым и достаточным основанием для инициирования процедуры
уголовного преследования конкретного налогоплательщика.
Выявление крупного размера
возникшей недоимки дает возможность правоохранительным органам наставить на
применении судом к налогоплательщику (его руководителю или иному должностному
лицу, которое вправе было принимать юридически значимые решения от имени
налогоплательщика) санкций, закрепленных в ст. 199 УК РФ.
Это штраф в твердой денежной сумме (100
000-300 000 руб.) или в размере заработной платы за определенный период времени
(от одного года до двух лет), арест (от 4 до 6 месяцев только при неуплате
налогов и сборов в крупном размере), лишение свободы (сроком до 2 лет) с
возложением такого дополнительного наказания, как лишение права заниматься
определенной деятельностью или состоять в определенных должностях (максимум на 3
года).
При наличии особо крупного размера
недоимки по налогам и (или) сборам или при совершении преступления,
ответственность за которое предусмотрена ст. 199 УК РФ, группой лиц по
предварительному сговору суд при определении наказания вправе:
* назначить штраф в размере от 200 000 до 500
000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период
от 1 года до 3 лет;
* лишить свободы на срок
до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Несмотря на очевидную альтернативность
наказания виновного в неуплате налогов и сборов лица, фактически суд как орган,
не только устанавливающий факт наличия вины в уголовно наказуемом деянии, но и
определяющий вид и размер наказания, сможет сейчас выбирать только между штрафом
и лишением свободы. Арест в настоящее время фактически не применяется вследствие
неготовности пенитенциарной системы к исполнению данного вида наказания.
Законодатель в новой редакции ст. 199 УК РФ
отказался от системы исчисления штрафа в зависимости от величины МРОТ, установив
конкретную денежную сумму, а также от применения штрафа при определении того,
является ли причиненный государству урон достаточным для привлечения к уголовной
ответственности.
Согласно ст. 5 Федерального
закона от 08.01.97 N 2-ФЗ положения Уголовно-исполнительного кодекса РФ о
наказаниях в виде ареста вводятся в действие федеральными законами по мере
создания необходимых условий для исполнения этих видов наказания, но не позднее
2006 г.
Статья получена: Клерк.Ру