Российские сотовые операторы пытаются подмять под себя рынок торговли цифровой музыкой.
Читайте по теме: «Билайн» запустил федеральную кампанию «Прорвись на концерт Мадонны» |
Следом за «Вымпелкомом», договорившимся с Warner Music о продаже российским абонентам изданных ею композиций, музыкальный интернет-магазин открыла МТС. А вскоре запустить аналогичный проект собирается и «Мегафон». Правда, владельцы сайтов, продающие песни за символические $0,1, сомневаются, что россияне захотят платить сотовым компаниям в 10 раз больше.
На wap-портале МТС открылся магазин мобильной музыки «Живой звук», где абоненты могут купить полифонические рингтоны, реалтоны (фрагменты реальных фонограмм) и даже полноценные композиции в формате mp3.
Там можно отыскать песни Селин Дион, Шакиры, Aerosmith, Modern Talking, а также ряда российских исполнителей. За полный mp3-файл МТС просит $0,99 (без учета НДС), а если покупатель приобретает три песни сразу, они обойдутся ему в $2. Посетитель wap-магазина может скачать понравившуюся песню на телефон и установить ее в качестве звонка или гудка, который будет слышать человек, набравший его номер.
До сих пор МТС не продавала музыку под собственным брендом, говорит директор департамента по связям с общественностью компании Станислав Федулов. Сделать это теперь она решила, чтобы подогреть спрос на реалтоны в России. Сейчас контент-провайдеры продают их в среднем по $2—3 за мелодию. А $0,99 за песню — это цена, которую абоненты готовы платить за мобильную музыку, считает Федулов.
МТС идет вслед за «Вымпелкомом», который на прошлой неделе заключил контракт с Warner Music, позволяющий абонентам оператора с 15 августа скачивать на мобильные телефоны музыкальный и видеоконтент, права на который принадлежат Warner. Одновременно «Вымпелком», как один из спонсоров предстоящего российского концерта Мадонны, получил эксклюзивные права в течение пяти месяцев продавать в России песни поп-дивы. По словам руководителя направления по работе со СМИ «Вымпелкома» Юлии Остроуховой, композиции из каталога Warner обойдутся абонентам «Вымпелкома» примерно в $2 (c учетом НДС) за реалтон и в $1,2 — за рингтон. Благодаря прямому договору с Warner «Вымпелкому» удалось снизить цену mp3-трека с $3 до $2, говорит Остроухова. Стоить $0,99, как у МТС, легальные композиции не могут, уверена она. Но Федулов заверяет: МТС будет торговать исключительно легальным контентом. Компания «Информ-мобил», у которой оператор приобретает музыку, делает все необходимые отчисления по авторским и смежным правам, говорит он. Получить комментарии в «Информ-мобил» вчера не удалось.
Впрочем, на деле МТС будет взимать с покупателей музыки значительно более $0,99. Как утверждает пресс-секретарь контент-провайдера «Никита Мобайл» Андрей Швечков, абоненты должны будут платить оператору дополнительные деньги за объем скачиваемого файла. Исполнительный директор контент-провайдера i-Free Сергей Шульга попробовал скачать на портале МТС музыкальный файл весом 500 Кб: по его словам, ему пришлось заплатить за трафик 160 руб. (почти $6). До сих пор сотовые операторы забирали себе примерно половину доходов от продажи реалтонов (примерно $1,5 за реалтон), а вторую половину делили поставщик контента и правообладатель, рассказывает Швечков. В «Вымпелкоме» пока не определились, брать ли с абонентов деньги за трафик.
Примеру «Вымпелкома» и МТС намерен последовать и «Мегафон». Его пресс-секретарь Марина Белашева говорит, что оператор скоро запустит аналогичный проект, но подробности пока не рассказывает. Впрочем, по ее словам, «Мегафон» уже продает музыку, в том числе и реалтоны, под собственным брендом («Мегафон Pro»), а поставляют мелодии контент-провайдеры, которые рассчитываются с правообладателями.
Сотовым компаниям придется конкурировать на музыкальном поле с множеством интернет-сайтов, продающих mp3-файлы всего за $0,1 (например, Allofmp3), а некоторые и вовсе распространяют их бесплатно. Средний абонент МТС платит за связь $6,2 в месяц, а «Вымпелкома» — $6,6, и трудно поверить, что они станут охотно платить по $0,99 за один трек, говорит представитель пресс-службы компании «Медиасервисес» (владеющей сайтом Allofmp3).
Старший консультант iKS-Consulting Маргарита Зобнина согласна, что покупать музыку у МТС и «Вымпелкома» станут немногие: пользователей может привлечь удобство скачивания музыки, но четверть пользователей все равно будут стараться использовать бесплатный контент. По оценкам Зобниной, приобретать композиции у МТС захотят не более 5% ее абонентов.
Справка.
По данным ACM-Consulting, сотовой связью в России пользуется 143 млн абонентов, из них МТС обслуживает 49,2 млн, «Вымпелком» — 47,1 млн, а «Мегафон» — 26,7 млн. По оценкам iKS-Consulting, в 2005 г. объем продаж контента для мобильных телефонов (картинок, мелодий, игр и т. п.) составил $300,4 млн, а в первом полугодии 2006 г. — около $230 млн.