Доверять - хорошо, слишком доверять - опасно
(Осетинское изречение)
Когда же речь заходит о торговли через Интернет товарами, требующими физической доставки, ситуация резко усложняется, что связано с высокой ценой таких товаров и отсутствием гарантий. Возникает вопрос: утром деньги - вечером стулья или, наоборот, утром стулья - вечером деньги?
Как правило, покупатель оплачивает первым и ждет товара. В этот момент коленки у него наверняка трусятся, потому что его терзают сомнения: а) а вдруг товар потеряется по дороге? б) а вдруг товар окажется бракованным или испорченным? в) а вдруг товар окажется не тем, что продавец показывал на фотографиях, и не оправдает ожиданий? г) а вдруг продавец даже не думал высылать покупку и оказался мошенником?
Надо сказать, все эти опасения обоснованы, и риск отдать деньги и ничего не получить взамен для покупателя всегда существует. Когда имеем дело с солидными интернет-магазинами - это полбеды. Но ведь часто возникает необходимость купить что-то у человека, которого никогда не видел и о котором почти ничего не знаешь. В оффлайне эта проблема решается, например, с помощью банковских аккредитивов. А что же делать, когда купля-продажа происходит через Интернет? Как вынудить продавца вести себя честно?
А очень просто - заставить его внести некоторую сумму (назовем ее "страховкой"), которая не будет возвращена ему до тех пор, пока сделка не завершится успешно. Все это время страховка будет храниться у третьего лица, являющегося гарантом. Как раз о таком сервисе, гарантирующем проведение безопасных сделок по купле-продаже оффлайновых товаров, мы и поговорим в этой статье.
Название ему - TrustBay. Как всё прогрессивное в этом мире, он интегрирован в систему WebMoney и использует ее для расчетов. Более того, сервис создан разработчиками самой WebMoney.
Вот как происходит покупка через TrustBay:
- Когда продавец выставляет свой товар на продажу, он вносит (по желанию) страховой депозит, который остается на сохранении у TrustBay. Оптимально, если эта сумма равна или превышает стоимость товара, но такие большие трастовые взносы продавцы делают крайне редко.
- Покупатель оплачивает стоимость товара (либо стоимость товара + размер страховки, если товар "завтрахован" продавцом), но деньги поступают не продавцу, а на гарантийные кошельки TrustBay, где и остаются до окончания сделки.
- Продавец отправляет покупателю товар.
- Получив товар и убедившись в его кондиции, покупатель дает добро на завершение сделки, и продавец получает причитающиеся ему деньги. Кроме того, покупатель и продавец получают назад свои страховые депозиты, если товар продавался "со страховкой". Сигнал завершения сделки может быть сообщен системе двумя способами: с помощью кнопки "Товар получен, претензий не имею" в персональном аккаунте, либо путем введения специального секретного кода заказа на странице "Пользователям".
TrustBay взимает комиссию с продавца в размере 3% от суммы сделки (но не менее 0,01 WMZ).
Поскольку нет гарантий, что покупатель станет подтверждать получение товара, продавец может обязать его также внести страховой депозит вместе с оплатой за товар на шаге 2. Для этого он [продавец] на шаге 1 должен сам "застраховать" товар, т.е. внести депозит со своей стороны. В случае, если кто-то из сторон сделки не выполнит полностью ее условий, свою страховку назад не получит ни одна, ни другая сторона. Таким образом, оба контрагента оказываются заинтересованными в том, чтобы покупка товара прошла успешно.
Кусочек раздела "Косметика". Некоторые товары "застрахованы", но далеко не все.
Как вы понимаете, если продавец отказался от страхования сделки, он рискует попасть в ситуацию, когда товар будет покупателю выслан, а тот по своей забывчивости (либо умышленно) не даст сигнал о завершении сделки. В таком случае покупатель остается с товаром, а продавец без денег. Впрочем, как заверили меня сотрудники TrustBay, в такой ситуации администрация сервиса отправит запрос покупателю, и если он останется без ответа, спор можно будет урегулировать через Арбитраж системы WebMoney. Правда, подобных прецедентов пока не было.
Итак, становится ясно, что:
- покупатель предпочтет застрахованные товары незастрахованным, даже несмотря на то, что в этом случае он сам должен будет вносить депозит.
- чем больший размер страховки установлен, тем больше доверия вызовет данное предложение у покупателей.
Примечание.
TrustBay не позовляет продавать цифровые товары (для этого предназначена площадка Plati.Ru и конструктор магазинов Digiseller), а только те, которые требуют физической доставки: бытовую технику, книги, марки, антиквариат, одежду и т.д.
Чтобы не быть голословными, давайте посмотрим, как всё происходит.
Для начала необходимо зарегистрироваться. Каждый пользователь - независимо от того, планирует ли он быть продавцом или покупателем - заполняет одну и ту же регистрационную форму. Получив пароль на email, можно приступать к работе.Для добавления нового товара входим в свой аккаунт, там выбираем раздел "Товары", где нажимаем кнопку "Добавить новый товар". Дальнейшая процедура, надеюсь, не вызовет у вас затруднений, тем более что она сопровождается детальными подсказками. На последнем шаге вам предложат назначить размер депозита (или вовсе отказаться от него). Для того, чтобы внести "страховку" (а минимально допустимый ее размер составляет 10% от стоимости), пополните сначала свой внутренний счет в сервисе, а затем спишите с него желаемую сумму на депозит добавляемого товара. В дальнейшем до момента продажи вы в любой момент сможете снять депозит (тем самым отказаться от страхования сделки) и вернуть деньги на внутренний счет.
Добавление товара. Внесение депозита
Когда все закончено, новый товар появляется в списке в разделе "Товары". В течение нескольких дней его проверит модератор, после чего товар появится и в каталоге на сайте. При этом "застрахованные" товары пользуются преимуществами: они, во-первых, отображаются вверху списков в своих разделах, во-вторых, анонсируются на странице "Новые поступления" и, в-третьих, периодически попадают на главную страницу TrustBay.
Товар проверен модератором
Товар появился вверху своего раздела в каталоге и в "новых поступлениях".
Если потенциальный покупатель нуждается в каком-то товаре, но не может найти на TrustBay подходящее предложение, он имеет возможность оставить заявку на приобретение этого товара по той цене, которая его устраивает. Если отыщется продавец, у которого есть необходимый товар, он предложит его покупателю, и тот получит уведомление об этом на email и WM-Keeper.
Для добавления заявки войдите в свой аккаунт, там выберите "Заявки" и нажмите кнопку "Создать заявку". Заполните характеристики того товара, который вы хотели бы купить, выберите раздел каталога, к которому он относится. При желании внесите предоплату, это будет стимулировать продавцов искать подходящий для вас вариант. После проверки модератором заявка появляется в каталоге и будет находиться там в течение 2-х месяцев.
Заявка проверена модератором.
Заявка появилась в каталоге.
На технологии TrustBay построен еще один, весьма интересный проект - Gamelot. На нем продают и покупают персонажей из онлайновых игр вроде "Бойцовского клуба", а также предметы, артефакты и что-то еще (честно говоря, я в этом не очень разбираюсь).
На Gamelote царит большее оживление, нежели на TrustBay. Это еще раз доказывает, какой популярностью стали пользоваться в рунете игровые сервисы. Оживление коммерции, о котором не могли и мечтать "серьезные" интернет-бизнесы, вдруг резко пришло откуда не ждали. Азартные геймеры нынче готовы выкладывать сотни долларов за виртуальные мечи, шлемы и магические перстни, которые помогут им побеждать в онлайновых баталиях, и, видимо, совсем скоро превзойдут солидных дядей, заказывающих в Сети коллекционное вино или бытовую технику.
Между тем, Gamelot по своей сути ничем не отличается от TrustBay'а. Те же взаимные депозиты, те же принципы проведения сделок, та же возможность оставлять заявки, если нужного предмета нет в продаже. Даже регистрация пользователя и его внутренний счет единины для обоих сервисов. Отличия Gamelota косметичны: комиссия 5% от суммы, наличие партнерской программы. Впрочем, поскольку товары, которыми торгуют на Геймлоте, имеют цифровую природу, они могут быть переданы (например, логин и пароль к игровому персонажу) продавцом покупателю прямо через интерфейсы сервиса.
Вопрос.
А что если покупатель на TrustBay, получив товар, заявит, что он его не получал и потребует оплату назад? Или если покупатель на Геймлоте, получив доступ к игровому персонажу, сменит пароль и скажет, что продавец предоставил ему неверные данные?
Ответ на эти вопросы заключается в использовании страховых депозитов, размер которых, напомним, устанвливает продавец. Пока сделка не завершена, страховка (взимаемая в равной сумме с обеих сторон) не возвращается. Таким образом, покупатель не будет заинтересован в затягивании сделки. Впрочем, если возникла конфликтная ситуация, а депозиты все-таки не использовались, администрация Геймлота выступит арбитром в споре, рассмотрит доводы обеих сторон и примет рашение.
Поскольку сделок на Геймлоте осуществляется довольно много, большое значение здесь приобрела система рейтингования. По каждому пользователю можно посмотреть количество успешно завершенных им покупок и продаж, а, кроме того, прочесть отзывы его контрагентов. Это система, схожая с той, что действует на всемирноизвестном аукционе e-Bay, дает возможность оценивать потенциальных партнеров исходя из их бизнес-истории.
Технология TrustBay имеет хорошие перспективы для развития и совершенствования. Так, например, было бы неплохо увидеть реализованную на уже имеющейся платформе функцию аукциона, когда покупатели имели бы возможность торговаться за товар, а не приобретать его по фиксированной цене. Думаю, это значительно увеличило бы интерес к сервису.