VIP-обслуживание уже давно стало привычным явлением в разных сферах нашей жизни. VIP-залы в аэропортах, номера люкс в гостиницах. .. А что предлагают самым дорогим клиентам банки в рамках private banking?
Private banking (частное банковское обслуживание) добрался до России несколько лет назад, но уже сейчас гендиректор направления по работе с частными клиентами Банка Москвы Вячеслав Ершов оценивает общий объем средств, переданных российским банкам в private banking, в $500 - 700 млн.
К 2007 г. эта сумма может возрасти до 1,2 млрд евро ($1,5 млрд) , полагает он. Ведь спрос на эту услугу растет вместе с состояниями обеспеченных россиян. Например, число клиентов "НИКойл private banking", по словам зампреда правления ИБГ "НИКойл" Андрея Куликова, в 2003 г. возросло на 150 человек. По мнению директора департамента по обслуживанию физлиц банка "ГЛОБЭКС" Аллы Поляк, этой услугой пользуются пока не более 5% всех состоятельных россиян, чей капитал превышает $100 000.
Такие суммы позволяют сформировать по-настоящему диверсифицированный портфель ну и, разумеется, рассчитывать на льготные тарифы. Соответственно, и подход к ним нужен особый.
Чего изволите?
В рамках private banking банкиры консультируют клиентов, инвестируют их средства и помогают планировать личные финансы.
Чаще всего банк предлагает клиенту программу размещения средств на финансовом и фондовом рынках и в случае одобрения реализует ее. При этом клиентам предоставляются все необходимые услуги: расчетно-кассовое обслуживание, валютно-обменные операции, вклады, элитные пластиковые карты, брокерское обслуживание на рынке ценных бумаг, доверительное управление активами, операции с драгоценными металлами и т. д.
Чаще всего это услуги самого банка или родственных ему структур. Но для очень крупных клиентов банкиры готовы подбирать и "чужие" продукты. Недавно "НИКойл" купил своему клиенту из категории "от $500 000" высокодоходные векселя другого банка, рассказывает Куликов.
Впрочем, пока большинство клиентов не задействуют все возможности private banking, ограничиваясь размещением средств на депозит или передачей в доверительное управление. По оценке руководителя департамента по работе с состоятельными клиентами Росбанка Натальи Родионовой, на депозитах размещается до 80% средств VIP-клиентов.
При необходимости банк проконсультирует клиента по юридическим и налоговым вопросам, в частности наследования, поможет застраховаться, приобрести недвижимость и т. п. Банкиры готовы исполнить едва ли не любое желание клиента private banking, например могут организовать обучение детей за рубежом, помочь собрать коллекцию антиквариата или вин, продать бизнес.
Но изюминкой private banking банкиры считают финансовое планирование. Получив от клиента полные сведения об источниках и размерах его доходов и предполагаемых расходах, банк разрабатывает финансовый план, который позволит "свести концы с концами". Он формирует подходящую клиенту структуру портфеля, обеспечивающую необходимую ему доходность, и корректирует ее в случае изменения приоритетов. Можно построить план и для всей семьи. Подобную услугу предлагают не все банки, в частности "ГЛОБЭКС", "Зенит", "НИКойл", Росбанк.
Никаких тайн.
Естественно, такие отношения подразумевают полное доверие между клиентом и банком и обслуживание "по первому разряду". Банк гарантирует клиенту конфиденциальность, выдает письменное обязательство ни при каких обстоятельствах не разглашать имен своих клиентов и полученную от них в процессе обслуживания информацию. Единственное исключение - решение суда об изъятии этой информации.
У каждого клиента private banking есть персональный менеджер, который обязан отслеживать состояние его портфеля и счета, анализировать рыночную ситуацию и в соответствии с ней предлагать оптимальные способы вложения средств. Менеджер встретится с клиентом в любое удобное для него время и в указанном месте, обеспечит оперативный доступ к размещенным в банке средствам и при необходимости привезет ему крупную сумму наличными. Конечно, персональный менеджер трудится не один. За его спиной целый штат аналитиков, юристов, бухгалтеров и других специалистов.
По словам Родионовой из Росбанка, полномочия менеджера устанавливаются в ходе переговоров с клиентом. К примеру, он может выписать менеджеру доверенность на проведение определенных операций со своим счетом от своего имени, например на внесение средств на депозит или карточный счет, погашение кредита и т. п.
Элитарный клуб.
Чтобы стать клиентом private banking, придется сразу положить в банк значительную сумму. Например, в Банк Москвы - не менее $50 000, в "НИКойл", "ГЛОБЭКС" и "Зенит" - $100 000. А Росбанк с начала этого года поднял планку со $100 000 до $300 000. Причем на эти деньги клиент может совершить лишь одну операцию - скажем, положить всю сумму на депозит или передать в доверительное управление. Например, Ситибанк для своих VIP-клиентов предлагает пакет CitiGold, в рамках которого клиент обязан поддерживать на своих текущих и сберегательных счетах остаток не менее $50 000. Любая другая услуга Ситибанка - классические и индексируемые депозиты, инвестиционные продукты и т. п. - распространяется только на дополнительные средства сверх этой суммы. Единственные, для кого банкиры готовы сделать исключение, - это влиятельные в обществе люди, например деятели культуры, политики, чиновники, спортсмены. Они могут стать клиентами private banking и с более скромными начальными капиталами.
Банки тщательно отбирают VIP-клиентов. Некоторые вообще ограничивают этот круг акционерами и топ-менеджерами банка, а также руководителями предприятий - клиентов банка. Требования к потенциальным клиентам у каждого банка свои, но главное из них - легальность происхождения средств. Так, стать клиентом Росбанка можно только по рекомендации акционеров, топ-менеджмента или постоянных клиентов. Банки так хотят быть уверенными в благонадежности своих клиентов, что зачастую подключают к их проверке службу безопасности.
Бесплатно - только улыбка.
Оформляя отношения в рамках private banking, банк и клиент могут заключить общий договор на VIP-обслуживание ( "НИКойл" и Росбанк) , а могут просто ударить по рукам, отказавшись от бумажных формальностей. Но в любом случае за каждую услугу, которой воспользуется клиент, банк выставит ему счет по обычным тарифам.
Как правило, бесплатно предоставляется только консультация специалистов банка. Но если банк привлекает для этого специалиста "со стороны", его услуги будут оформлены отдельным счетом, а в некоторых случаях может включить туда и свою комиссию - за поиск консультанта.
Немалых денег может стоить и финансовое планирование. Например, "НИКойл" берет за это $20 000 - 40 000 в зависимости от объема средств в управлении, "Зенит" - $20 000. Впрочем, в "ГЛОБЭКСе" обещают составить финансовый план бесплатно. "Нам важно уже то, что клиент доверил нам деньги, мы зарабатываем с их помощью", - объясняет Поляк. В Росбанке услуга по созданию финансового плана приравнена к консультации, а потому также предоставляется клиентам бесплатно.
"НИКойл" с этого года ввел особую плату за обслуживание в private banking: $1000 в год, если в управлении находится менее $500 000, и $2500 в год, если активы клиента превышают $500 000. Эта плата покрывает строго определенный перечень услуг: консультации по размещению средств, ведение банковского архива, обслуживание счетов и банковских карт клиента (в том числе пополнение счетов по поручению клиента) , заполнение и защита налоговой декларации, оформление завещаний и др. Тем, кто не внесет абонентскую плату, банк выставит счета за каждую из этих услуг в отдельности. В частности, для "отказников" вводится почасовая оплата услуг персонального менеджера - правда, о ее размере в банке умалчивают.
Эта идея завоевывает популярность. О планах ввести "членский взнос" сообщил банк "Зенит". В Ситибанке абонентская плата весьма скромная. В рамках пакета CitiGold она составляет 350 руб. в месяц. Зато этот банк "штрафует" клиентов. При несоблюдении минимальной суммы на счетах в размере $50 000 с клиента взимается 750 руб. в месяц.
Зато услуги персонального менеджера, как уверяют банкиры, "совершенно бесплатны".
Юлия Аракчеева
Людмила Коваль
Статья получена: Клерк.Ру