Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Билет в средний класс

 

Билет в средний класс

 

 

Российская Газета /

Фонд "Общественное мнение" провел новую серию опросов о среднем классе. Выяснилось, что уже не пятая часть населения России, а целая треть относит себя к нему. О том, почему это происходит, "РГ" рассказывает социолог, ведущий сотрудник Фонда "Общественное мнение" Светлана Климова.

- Как показывает ваше исследование, за последние пять лет все больше россиян относят себя к среднему классу. Почему?

загрузка...

 

 

Что случилось
?
- Потому что появилась стабильность. Я думаю, люди ощутили не столько прибавление богатства - своего и чужого, сколько изменение системы отношений, ситуация им стала более-менее понятной.

- Что люди считают главным признаком принадлежности к среднему классу?
- Чаще всего в качестве критерия респонденты называют уровень дохода (60% опрошенных), хотя представления об этом уровне очень сильно различаются. Чаще всего люди говорят о "достатке", позволяющем человеку жить в соответствии со своими запросами.
Только 4 процента указали конкретную сумму доходов и разброс оказался весьма велик. Минимальная - 2000 рублей на человека в месяц. Максимальная - 3000 долларов. Но большинство называют сумму от 5 до 20 тысяч рублей. Впрочем, такая разница в обыденных представлениях о доходах неудивительна: даже специалисты подразделяют средний класс по уровню дохода на два-три слоя.

- Из каких представлений исходят люди, определяя критерии?
- Из разных. Для кого-то это стандарты потребления в той среде, где живет человек. Для кого-то стандарты, пришедшие с Запада, точнее из телевизионных картинок о "жизни на Западе".
Кто-то говорит, что таким людям "есть на что купить хлеб", а кто-то перечисляет материальные признаки образа жизни западного буржуа: "... собственный дом от 300 кв. м, возможность отдыхать за границей, получать образование, которое хочешь, следить за своим здоровьем на уровне современных требований" (из обсуждений на фокус-группе в Воронеже).

- А эти стандарты похожи на советские?
- Расхожая формула жизненного успеха советских времен: три ключа - от квартиры, дачи, машины. Сейчас такой человек уже не богач, скорее его относят к среднему классу. К слою "выше среднего" относятся сегодня те, у кого есть возможность поехать "отдыхать на Мальдивы", "иметь дачу на Канарах и шестисотый "Мерседес". Но надо заметить, что и противоположный полюс - "самые бедные" - приобрел зримые черты бомжей, голодных.
Вот одно из характерных высказываний о современном среднем классе: "Чтобы ездить, среднему классу надо не "Мерседес", надо иметь "колеса", чтобы свободно передвигаться... Для этого можно и "Жигули" 9-й модели иметь" (обсуждение на фокус-группе в Воронеже).

- Но доход и имущество, наверное, все-таки не единственные критерии принадлежности к "среднему классу"?
- Конечно, довольно часто наряду с доходом упоминается социальный, профессиональный, должностной статус. Это депутаты, начальники, коммерсанты, учителя, врачи, крестьяне, пенсионеры.
Специалисты считают, что только совокупность признаков позволяет говорить о сформированном слое среднего класса. Чаще всего таковыми являются - доход, владение недвижимым и движимым имуществом, профессионально-квалификационный статус и успешное адаптивное поведение. Если эти характеристики не согласованы (например, человек с высокой квалификацией имеет низкий доход), говорят, что средний класс не сформирован, что он существует лишь в виде "прототипов".

- А как люди воспринимают такие несоответствия: образование высокое - доход низкий и т.п.?
- Болезненно. Не менее болезненно люди воспринимают и то, что представители среднего класса не пользуются должным уважением. Опрашиваемые довольно часто называли представителей среднего класса тружениками, культурными и воспитанными, самостоятельными и ответственными, давали им позитивные этические и политические характеристики: "человек, живущий честно на свои заработанные деньги"; "сила, гордость нашего народа"; "польза для страны".
Но эта социальная роль среднего класса, по мнению участников фокус-групп, систематически подрывается властями.
В этом контексте средний класс - не столько статус, сколько система отношений между гражданами и государством. Государство должно относиться к наиболее активной части населения с уважением к его правам. А эта часть населения в ответ обеспечивает стабильность и благополучие всей общественной системы. Но в нашей стране, считают некоторые участники дискуссий, власть не защищает права граждан. Резюме большинства дискуссий: "возможностей мало у этого класса, а ответственности много, помощи от политиков нет этому классу".

- Насколько устойчиво положение среднего класса?
- У представителей среднего класса есть потребность в социально-политической стабильности. "Я считаю, что "средний класс" - это люди, которые достигли своего положения, они им довольны и не хотят его потерять, потому что перемены - это не всегда к лучшему, это может быть и хуже", - говорил один из участников обсуждения. Именно поэтому многие говорят о "консерватизме" представителей среднего класса.
Угроза произвола подрывает ощущение устойчивости и позволяет этим людям говорить об отношении к ним как к "марионеткам". Особенно болезненно воспринимают такую ситуацию мелкие предприниматели.

- Что еще особенно ценно для российского среднего класса?
- Очень ценно ощущение свободы. В том числе и политической.
Участники массового опроса и участники дискуссий вообще довольно много размышляли о нормах и ценностях - видимо, идет процесс формирования группового самосознания.

- Каков стиль жизни представителя среднего класса?
- Это профессионал-трудоголик, активный, предприимчивый, рациональный, осознающий право на материальный комфорт и защиту своих прав и свобод. У него долгосрочные стратегии: устойчивость положения и возможность передавать детям завоеванные социальные позиции для него важнее сиюминутных удовольствий.

- Что, по-вашему, самое важное в автопортрете представителей среднего класса?
- Ощущение уверенности в том, что им удастся достичь благополучия благодаря собственным усилиям и профессионализму.

На вопрос "За последние два-три года средний класс в России увеличивается, уменьшается или остается таким же по величине?" Фондом "Общественное мнение" получены следующие ответы:
Уменьшается - 17%
Увеличивается - 32%
Остается таким же - 21%
Затрудняюсь ответить - 14%

Елена Яковлева
Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Билет в средний класс":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Honda Accord, Opel Vectra: Средний класс накачивает мускулы

В тесте участвуют автомобили: Honda Accord, Opel Vectra Посмотреть другие фото (8) Обе эти машины сочетают представительную внешность и великолепную динамику. Но добиваются этого совершенно разными способами.

» Японские автомобили - 3219 - читать


Mazda 6, Nissan Primera: Средний класс по-японски

В тесте участвуют автомобили: Mazda 6, Nissan Primera Mazda6 и Nissan Primera: два взгляда на «семейный» седан Сегодняшние герои нашей рубрики в рекомендациях не нуждаются: оба автомобиля пользуются устойчивым спросом. По итогам девяти месяцев текущего года было реализовано свыше 7000 Nissan Primera — показатели для этого не самого популярного класса весьма впечатляющие.

» Японские автомобили - 2745 - читать


Renault Laguna, Opel Vectra, Volkswagen Passat: Новый средний класс

В тесте участвуют автомобили: Renault Laguna, Opel Vectra, Volkswagen Passat Героев этого теста объединяет не только принадлежность к размерному классу D Случилось так, что за последний год все они так или иначе обновились: Renault Laguna и Opel Vectra подверглись модернизации, а «Volkswagen » выпустил на рынок очередное поколение Passat.

» Французские автомобили - 2999 - читать


Mitsubishi Galant сразится с Toyota Camry. Прошла презентация прямого конкурента самого популярного автомобиля среднего класса

Японцы усиленно вкладываются в промоушен нового Mitsubishi Galant, называя его будущим лидером рынка, автомобилем нового класса и даже японским BMW. Однако цифры и факты говорят обратное. Созданный для американского рынка, а затем адаптированный для европейского, Galant с трудом дотягивает до статуса «новой» машины, а уж включение в список популярных ему и вовсе не светит.

» Маркетинг - 3214 - читать


Американского среднего класса в России не будет никогда.

Материал предоставлен журналом Практический маркетинг № 2(72) 2003 г. Игорь Березин. Дискуссия о наличии или отсутствии среднего класса в России в социологической среде не стихает.

» Управление и менеджмент - 1899 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Билет в средний класс

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru