Фонд "Общественное мнение" провел новую серию опросов о среднем классе. Выяснилось, что уже не пятая часть населения России, а целая треть относит себя к нему. О том, почему это происходит, "РГ" рассказывает социолог, ведущий сотрудник Фонда "Общественное мнение" Светлана Климова.
- Как показывает ваше исследование, за последние пять лет все больше
россиян относят себя к среднему классу. Почему?
Что случилось?
- Потому что появилась стабильность. Я думаю, люди ощутили не столько прибавление богатства - своего и чужого, сколько изменение системы отношений, ситуация им стала более-менее понятной.
- Что люди считают главным признаком принадлежности к среднему
классу?
- Чаще всего в качестве критерия респонденты называют
уровень дохода (60% опрошенных), хотя представления об этом уровне очень сильно
различаются. Чаще всего люди говорят о "достатке", позволяющем человеку жить в
соответствии со своими запросами.
Только 4 процента указали конкретную сумму
доходов и разброс оказался весьма велик. Минимальная - 2000 рублей на человека в
месяц. Максимальная - 3000 долларов. Но большинство называют сумму от 5 до 20
тысяч рублей. Впрочем, такая разница в обыденных представлениях о доходах
неудивительна: даже специалисты подразделяют средний класс по уровню дохода на
два-три слоя.
- Из каких представлений исходят люди, определяя
критерии?
- Из разных. Для кого-то это стандарты потребления в той
среде, где живет человек. Для кого-то стандарты, пришедшие с Запада, точнее из
телевизионных картинок о "жизни на Западе".
Кто-то говорит, что таким людям
"есть на что купить хлеб", а кто-то перечисляет материальные признаки образа
жизни западного буржуа: "... собственный дом от 300 кв. м, возможность отдыхать
за границей, получать образование, которое хочешь, следить за своим здоровьем на
уровне современных требований" (из обсуждений на фокус-группе в Воронеже).
- А эти стандарты похожи на советские?
- Расхожая формула
жизненного успеха советских времен: три ключа - от квартиры, дачи, машины.
Сейчас такой человек уже не богач, скорее его относят к среднему классу. К слою
"выше среднего" относятся сегодня те, у кого есть возможность поехать "отдыхать
на Мальдивы", "иметь дачу на Канарах и шестисотый "Мерседес". Но надо заметить,
что и противоположный полюс - "самые бедные" - приобрел зримые черты бомжей,
голодных.
Вот одно из характерных высказываний о современном среднем классе:
"Чтобы ездить, среднему классу надо не "Мерседес", надо иметь "колеса", чтобы
свободно передвигаться... Для этого можно и "Жигули" 9-й модели иметь"
(обсуждение на фокус-группе в Воронеже).
- Но доход и имущество, наверное, все-таки не единственные критерии
принадлежности к "среднему классу"?
- Конечно, довольно часто наряду
с доходом упоминается социальный, профессиональный, должностной статус. Это
депутаты, начальники, коммерсанты, учителя, врачи, крестьяне,
пенсионеры.
Специалисты считают, что только совокупность признаков позволяет
говорить о сформированном слое среднего класса. Чаще всего таковыми являются -
доход, владение недвижимым и движимым имуществом,
профессионально-квалификационный статус и успешное адаптивное поведение. Если
эти характеристики не согласованы (например, человек с высокой квалификацией
имеет низкий доход), говорят, что средний класс не сформирован, что он
существует лишь в виде "прототипов".
- А как люди воспринимают такие несоответствия: образование высокое -
доход низкий и т.п.?
- Болезненно. Не менее болезненно люди
воспринимают и то, что представители среднего класса не пользуются должным
уважением. Опрашиваемые довольно часто называли представителей среднего класса
тружениками, культурными и воспитанными, самостоятельными и ответственными,
давали им позитивные этические и политические характеристики: "человек, живущий
честно на свои заработанные деньги"; "сила, гордость нашего народа"; "польза для
страны".
Но эта социальная роль среднего класса, по мнению участников
фокус-групп, систематически подрывается властями.
В этом контексте средний
класс - не столько статус, сколько система отношений между гражданами и
государством. Государство должно относиться к наиболее активной части населения
с уважением к его правам. А эта часть населения в ответ обеспечивает
стабильность и благополучие всей общественной системы. Но в нашей стране,
считают некоторые участники дискуссий, власть не защищает права граждан. Резюме
большинства дискуссий: "возможностей мало у этого класса, а ответственности
много, помощи от политиков нет этому классу".
- Насколько устойчиво положение среднего класса?
- У
представителей среднего класса есть потребность в социально-политической
стабильности. "Я считаю, что "средний класс" - это люди, которые достигли своего
положения, они им довольны и не хотят его потерять, потому что перемены - это не
всегда к лучшему, это может быть и хуже", - говорил один из участников
обсуждения. Именно поэтому многие говорят о "консерватизме" представителей
среднего класса.
Угроза произвола подрывает ощущение устойчивости и позволяет
этим людям говорить об отношении к ним как к "марионеткам". Особенно болезненно
воспринимают такую ситуацию мелкие предприниматели.
- Что еще особенно ценно для российского среднего
класса?
- Очень ценно ощущение свободы. В том числе и
политической.
Участники массового опроса и участники дискуссий вообще
довольно много размышляли о нормах и ценностях - видимо, идет процесс
формирования группового самосознания.
- Каков стиль жизни представителя среднего класса?
- Это
профессионал-трудоголик, активный, предприимчивый, рациональный, осознающий
право на материальный комфорт и защиту своих прав и свобод. У него долгосрочные
стратегии: устойчивость положения и возможность передавать детям завоеванные
социальные позиции для него важнее сиюминутных удовольствий.
- Что, по-вашему, самое важное в автопортрете представителей среднего
класса?
- Ощущение уверенности в том, что им удастся достичь
благополучия благодаря собственным усилиям и профессионализму.
На вопрос "За последние два-три года средний класс в России
увеличивается, уменьшается или остается таким же по величине?" Фондом
"Общественное мнение" получены следующие ответы:
Уменьшается -
17%
Увеличивается - 32%
Остается таким же - 21%
Затрудняюсь ответить -
14%
Статья получена: Клерк.Ру