Траты на покупку «Красного Востока» и увеличение доли в ЗАО «Пивоварня „Москва-Эфес“ вынудили Efes Breweries International N. V. (EBI) принять решение о размещении допэмиссии на 300 млн долл. Помимо рефинансирования этих двух сделок EBI собирается вложить деньги в новые инвестиционные проекты.
По мнению участников рынка и аналитиков, большая часть вырученных средств будет направлена на покрытие сделок, а под новыми проектами Efes подразумевает скорее всего наращивание уже имеющихся мощностей в России.
|
Два пивоваренных завода, принадлежащих компании «Красный Восток», Efes приобрел в феврале 2006 года. Сумма сделки составила порядка 364 млн долл. В октябре этого года компания подписала соглашение с компанией El&El о выкупе 7,89% акций пивоварни «Москва-Эфес». Тем самым EBI увеличил свою долю до 91,24%.
Как говорится в официальном сообщении компании, дополнительные акции будут размещаться среди институциональных инвесторов и мажоритарного акционера Efes — компании Anadolu Efes. Всего Efes разместит порядка 82 млн акций номиналом 1 евро. Anadolu Efes выкупит акции новой эмиссии пропорционально имеющейся у нее доле — 70,22%. В головном офисе Efes не стали комментировать решение о выпуске допэмиссии.
По словам аналитиков, объем допэмиссии, которую планирует провести Efes, сравним по объему с IPO и допэмиссиями других крупных компаний потребительского сектора — 300—500 млн долл. Аналитики также считают, что главной целью допэмисии является рефинансирование сделки по приобретению «Красного Востока». «По данным компании, в 2005 году у нее на балансе денежные средства не превышали 4% суммы активов. Поэтому, наверное, и понадобилась допэмиссия», — заявила РБК daily аналитик брокерского дома «Открытие» Наталья Мильчакова.
Участники рынка при этом не склонны считать, что Efes вынашивает какие-либо грандиозные планы по новым инвестициям в российский рынок. «Строить собственное предприятие они не будут точно, — заверили РБК daily в одной из пивоваренных компаний. — Дело в том, что Efes в России изначально шел по пути приобретений. Им бы сейчас справиться с теми заводами, что у них уже есть».
Между тем, как полагают на рынке, вряд ли, говоря об инвестициях, Efes имел в виду другие рынки. «Раньше представители Efes в кулуарных беседах признавались, что компания сейчас полностью зависит от своего московского филиала. Филиалы в бывшей Югославии — это несерьезно», — говорит источник.
В Efes РБК daily рассказали, что основной задачей компании в России является наращивание мощностей существующих заводов. В частности, мощности уфимского предприятия уже увеличены до 40 млн дал. «Каких-то кардинальных движений мы делать не будем, — говорят в компании. — Помимо наращивания потенциала существующих предприятий мы еще не закончили оптимизацию портфеля брендов».
На новые проекты, преимущественно в России, как полагает Наталья Мильчакова, будет потрачена не очень большая часть привлеченных средств. «Мы полагаем, что эта сумма может составить от 20 до 60 млн долл.», — говорит аналитик.
По мнению Татьяны Бобровской из «Брокеркредитсервиса», компании Efes просто необходимо и дальше инвестировать в расширение своего присутствия на российском рынке. «Доходы от продаж пива Efes в России составляют более 65% выручки компании, — пояснила г-жа Бобровская. — Несмотря на то что в натуральном выражении темпы роста российского пивного рынка замедляются (до 4—5% в ближайшие два года), за счет расширения присутствия в высоком и премиальном ценовых сегментах компания имеет возможность заметно повысить свои доходы».