Елена Горелова
Чтобы найти и удержать лучших специалистов, компании разрабатывают различные компенсационные пакеты и сложные системы мотивации. Московским работодателям в последнее время, видимо, придется обращать внимание еще на один фактор. По данным Kelly Services, одним из решающих аргументов при выборе работы каждый 10-й москвич считает расположение офиса. Для компаний, озабоченных временными затратами своих сотрудников на дорогу, столичные риэлторы уже предлагают специальный сервис.
С недавних пор среди российских клиентов риэлторской фирмы Stiles & Riabokobylko стала пользоваться спросом не очень распространенная в России услуга.
На карту Москвы наносятся места проживания всех сотрудников любого уровня (даже если их больше 2000) , выявляются кластеры - наиболее густозаселенные районы. Исходя из этого выводится коэффициент географической доступности офиса. Некоторые заказчики в результате выбирают помещение, которое обходится дороже, но более удобно для сотрудников. Был случай, когда компания отказалась от затеи переехать с Павелецкой площади: подсчеты показали, что это самое удобное место для персонала - недалеко от метро и от трассы в сторону аэропорта "Домодедово".
Впервые в Stiles & Riabokobylko применили эту технологию в 1997 г. для московского офиса одной транснациональной компании. Несколько лет из российских компаний ею пользовались единицы. Но теперь наши фирмы все чаще придают значение тому, насколько удобно сотрудникам добираться до места работы, отмечает Сергей Рябокобылко, директор Stiles & Riabokobylko.
До сих пор место работы считалось важным скорее для технического персонала, чем для квалифицированных специалистов и менеджеров. "Мы заметили, что текучесть кадров среди сотрудников, которые живут далеко от места работы, больше, - рассказывает Елена Соболева, директор по персоналу петербургской группы компаний "Ангстрем", производящей бакалейные продукты. - Это касается в основном рабочих: они добираются общественным транспортом". Сейчас компания, фасовочное производство которой расположено в Кировском районе города, старается нанимать рабочих из числа местных жителей.
Судя по данным Kelly Services, для более квалифицированных специалистов в Петербурге путь к месту работы не составляет особой проблемы: доля респондентов, называвших это решающим фактором, в Питере в два раза ниже, чем в Москве. Однако, по наблюдениям Соболевой, менеджеры среднего звена, которые звонят по поводу вакансий, стали чаще задавать вопрос о месторасположении офиса. И нередко ответ влияет на их решение.
В Москве, где дорога из одного конца города в другой может отнимать больше двух часов, офис в центре становится дополнительным способом мотивации специалистов независимо от пола, возраста и занимаемой позиции.
В Kelly Services это связывают с общим повышением качества жизни людей за последние 2 - 3 года. Поэтому и от офиса люди требуют большего комфорта, говорит гендиректор компании Екатерина Горохова. Хотя, по мнению хедхантеров и рекрутеров, этот фактор важен прежде всего для молодых специалистов, а также для женщин и людей старше 35.
Эндрю Полсон, президент издательской компании "Афиша Индастриз", убежден, что офис в центре города вообще важная составляющая мотивации представителей интеллектуальных профессий. Несмотря на дороговизну, "Афиша" всегда арендовала офисы в самом центре: сначала в особняке на улице Герцена, потом на трех этажах в бизнес-центре на Пушкинской, в Большом Гнездниковском переулке. Полсон убежден, что эти расходы окупаются.
Более высокие требования предъявляются и к качеству самого офиса, говорят риэлторы. Гораздо чаще компании стали заранее продумывать, сколько мест для парковки им необходимо, будет ли их сотрудникам просторно, светло и проч. "Например, клиенты стали высказывать пожелания о том, чтобы вентиляция в здании работала до 10 часов вечера, так как их сотрудники задерживаются на работе допоздна", - поясняет Рябокобылко. И риэлторам, в свою очередь, приходится выставлять эти требования владельцам зданий.
Далеко не все компании считают нужным учитывать интересы сотрудников разного уровня при выборе офиса. Часто заказчики ориентируются на место жительства топ-менеджеров, говорит Екатерина Кутумова, менеджер по связям с общественностью Colliers International. Например, новым бизнес-центром "Крылатские холмы" больше всего интересуются владельцы компаний, которые живут на юго-западе Москвы или за городом по этому направлению, рассказывает Сергей Рябокобылко.
Некоторые компании из центра Москвы переезжают в офис на отшибе ради экономии или поближе к месту жительства владельцев и топ-менеджеров. "Разумеется, многим рядовым сотрудникам такие перемены не нравятся", - говорит Михаил Торчинский, исполнительный директор рекрутинговой компании 3R (React Realize Recruit).
Переезд может объясняться необходимостью приблизить офис к производству или основным торговым помещениям. Через пару месяцев управляющая компания "Шатура-мебель" переедет на Рязанский проспект, говорит Вадим Бахтов, руководитель отдела общественных связей компании. Бизнес-центр расположен в 20 минутах ходьбы от метро, но у большинства сотрудников есть автомобили, а Садовое кольцо не очень далеко, поясняет Бахтов.
По мнению некоторых специалистов по кадрам, переезд офиса в менее удобное для сотрудников место можно считать ухудшением условий труда. Это согласно Трудовому кодексу РФ позволяет сотруднику расторгнуть трудовой договор и потребовать компенсации. Правда, юристы скептически оценивают шансы сотрудников выиграть такое дело. Если офис переехал из Москвы в Подмосковье, это можно считать изменениями условий труда, но если речь идет о перемещениях в пределах МКАД - вряд ли, говорит Анатолий Юшин, управляющий партнер юридической фирмы A.S.T. LEGAL.
Но даже если сотрудников очень волнует расположение офиса, при поиске работы афишировать это не стоит. "Меня настораживает, если человек, претендующий на вакансию, первым делом спрашивает, где находится офис", - признается Александр Забузов, директор по персоналу инвестиционной компании "Финартис". По его словам, такие вещи должны волновать административный персонал, а не менеджеров. "Многие менеджеры скорее покупают или снимают квартиру поближе к офису, если работа им нравится", - считает Николай Онуфриев, эксперт промышленной компании "Петротэк-Холдинг".
ПО ПУТИ НА РАБОТУ: По данным ROMIR Monitoring, 52% москвичей пользуются метро, 18% - автобусом, 6% - троллейбусом, 5% - маршрутками. Если сотрудник каждый день тратит на дорогу более двух часов, у него развивается астенический синдром - быстрая утомляемость, упадническое настроение, он чаще страдает от простуд и инфекций, утверждают медики. И в результате работает с меньшей отдачей. Особенно влияет на работоспособность езда на общественном транспорте в часы пик.
Статья получена: Клерк.Ру