Анастасия Дагаева
Даже у самого преданного делу сотрудника есть жизнь вне офиса. И в ней могут появиться трудности. Заставить человека оставить все личное за дверью невозможно, однако эксперты советуют напомнить “проблемному работнику” о границах дозволенного.
Летом нынешнего года дочь одной из сотрудниц Алексея Аблаева, замруководителя московского офиса американской биотехнологической компании Genencor, готовилась к поступлению в вуз. В офисе, где рабочие места разделены легкими пластиковыми перегородками, всем слышны все разговоры.
В том числе и личные. Коллега несколько раз в день звонила дочери, ругая ее за легкомыслие, или репетиторам, отчитывая за недобросовестность, вспоминает Аблаев. Тема обсуждалась в кафе, курилке. Так получилось, что в течение трех недель студенческое будущее ребенка было самым главным событием не только для этой женщины, но и для всего коллектива, смеется Аблаев.
“Мы знали о личных планах и событиях одного сотрудника практически все: куда он едет отдыхать, за сколько покупает автомобиль, какова процентная ставка ипотечного кредита, что произошло на выходных в его семье”, — рассказывает Мадлен Батурина, старший консультант аудиторско-консультационной группы “Развитие бизнес систем”. Было такое ощущение, что этот человек приходит на работу для того, чтобы по телефону ругаться с турагентствами, выяснять технические характеристики машины, обсуждать с окружающими поведение жены, добавляет Батурина. Он лишь не учитывал одну вещь: что-то подобное происходит в жизни каждого человека. И многие, напротив, стараются оставить личные проблемы за порогом офиса, отмечает консультант.
Тормозные механизмы
Прежде всего сам человек должен понимать, что рабочее место — это не “территория решения личных проблем”, утверждает Роман Дусенко, директор по персоналу Инвестсбербанка. С ним согласен Леонид Кроль, директор Института групповой и семейной психологии и психотерапии. Он в первую очередь возлагает надежды на воспитание, когда человек тактичен, чувствует обстоятельства и знает, в какой мере забирать чужое время и чужое внимание. Так, Аблаев из Genencor все нерабочие звонки делает с мобильного телефона, предварительно выйдя из офиса. Батурина из РБС решает личные дела до начала рабочего дня или вечером — после того, как все сотрудники разойдутся по домам.
Впрочем, не последнюю роль играют внутренние правила поведения, добавляет Кроль. То есть когда известно, что в офисе делать хорошо, а что плохо, поясняет Сергей Гулькин, и. о. директора по персоналу группы “ЧТПЗ” (металлургическая компания, которая названа по имени входящего в нее Челябинского трубопрокатного завода; в ее составе также Челябинский цинковый и Первоуральский новотрубный заводы). Где-то жаловаться на судьбу считается в порядке вещей. Например, такое может быть свойственно фирмам, в которых сотрудники уверены, что получают очень маленькую зарплату, а “разговоры по душам” — некая компенсация. Здесь логика проста: раз руководители делают вид, что нам платят, значит, мы делаем вид, что работаем, отмечает Кроль.
Есть компании, где личные разговоры не приветствуются, продолжает Батурина из РБС. И в этом случае лучше придерживаться устоявшихся норм. Она вспоминает, как новая сотрудница бухгалтерии одной производственной компании начинала день со звонков родственникам. “Мужу говорила, что хорошо доехала до работы, маме — что никто не болеет, сестре — что вчера купила красивое платье и так далее, — рассказывает Батурина. — В кабинете, кроме нее, сидело еще несколько человек, которые вынуждены были слушать утренние отчеты коллеги”. По словам Батуриной, над новенькой стали подшучивать, каждое утро чуть ли не хором напоминая ей позвонить мужу, маме, сестре. Очень скоро ситуация изменилась: сотрудница не отказалась от общения с семьей, просто с некоторых пор для этих целей стала использовать мобильный телефон.
Но может быть так, что человек не желает слышать окружающих и якобы не понимает, как себя вести. Такая ситуация может вызвать конфликт, особенно когда офис выполнен в стиле open space — открытого пространства с низкими перегородками или вовсе без них. На помощь должен прийти руководитель. “Начальник может в тактичной форме дать понять сотруднику, чтобы тот, например, понизил голос, — говорит Юрий Дорфман, руководитель сектора "юриспруденция, страхование, HR" хедхантинговой компании Cornerstone. — Имеет смысл вызвать сотрудника на личную беседу и объяснить, что вести себя подобным образом неуместно. А также можно на общем собрании, не переходя на личности, договориться со всеми, что частные дела обсуждаются, допустим, после работы”.
Золотая середина
Но, каким бы жестким ни был внутренний распорядок компании, всех жизненных ситуаций не учтешь, а сорваться может даже очень сдержанный человек, рассуждает Кроль. Эмоциональные захлесты характерны абсолютно для всех людей, напоминает он.
Человек — не робот, он не может дать себе команду забыть о чем-то и спокойно выполнять свои обязанности, отмечает Батурина. Да и проблема проблеме рознь: оставаться равнодушным в ситуации, когда у коллеги случилось несчастье, по меньшей мере странно, если не жестоко, добавляет Дусенко.
Как же быть: с одной стороны, четкий бизнес-процесс, с другой — сотрудник с житейскими проблемами?
Кроль советует взглянуть на сотрудника, который находится в эмоциональном возбуждении, как на ребенка — милого, но очень расстроенного. Понятно, что начальники должны будут взять на себя роль родителей. “Они могут сделать за ребенка уроки или же, проявив строгость, усадить его за парту”, — отмечает Кроль.
Человек, столкнувшийся с личной проблемой, вряд ли отличается высокой производительностью, считает Гулькин из группы “ЧТПЗ”. На его взгляд, самое разумное — дать работнику несколько свободных дней на решение этой самой проблемы. Действительно, а почему бы не дать недельку на восстановление, соглашается Кроль.
Аблаев из Genencor призывает не быть чрезмерно строгим к коллегам, которые вынуждены решать личные вопросы в офисе: “В подобной ситуации может оказаться каждый из нас”. Он вспоминает, как радовался весь офис, когда дочка коллеги наконец-то поступила в вуз. А сотрудница в знак благодарности принесла торт.
Статья получена: Клерк.Ру