Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Бриллиантовый дым

 

Бриллиантовый дым

 

 

Материал предоставлен "Бизнес-журналом"/ Чего не хватает в компании перед кризисом? Конечно же, денег — чтобы начать новые проекты, нанять грамотных управляющих, перекредитовать долги… Но вот ведь удивительная вещь: нередко перед тем, как кризис проявится в полную силу, спасительные средства почему-то растрачиваются направо и налево! И это не такое уж вредительство, как может показаться на первый взгляд.Александра Кочеткова

Перед самым кризисом компания может впасть в состояние, которое любому разумному человеку покажется издевательством над здравым смыслом. Его можно описать простой формулой «деньги есть — и денег нет». Или вспомнить дворницкую из «Двенадцати стульев», в которой вспыхивал и дрожал изумрудный свет: «Бриллиантовый дым держался под потолком.

загрузка...

 

 

Жемчужные бусы катились по столу и прыгали по полу. Драгоценный мираж потрясал комнату». Деньги расходуются в изобилии на всякую чушь: праздники, брэндинг, премии акционерам и менеджменту, подарки и т. п. Причем в объемах, которые сравнимы со стоимостью приличных проектов. Но как только люди обращаются за средствами на эти самые проекты — модернизацию, развитие и прочее, — высшее руководство отвечает отказом.

Можно назвать это барством, дурью или вредительством. На самом же деле подобное поведение имеет научное название — «перегретый акционерный капитал». Деньги действительно некуда девать. Акционеры видят, что их бессмысленно вкладывать внутрь компании, которую развивать дальше уже нельзя. Вывести деньги и сделать настоящий холдинг тоже бывает невозможно по разным причинам (о некоторых из них — чуть ниже). В результате деньги скапливаются внутри системы, как это и предсказывает закон Джона Мейнарда Кейнса.

Представим себе организацию с замкнутыми границами. Это не холдинг, а единая корпорация, в которой все слитно, нет никаких дивизионов. Кейнс утверждал, что только два угла треугольника «инфляция — объем производства — безработица» могут изменяться соосно, третий же будет меняться в противоположную сторону. В рассматриваемой корпорации это правило также будет соблюдаться.

Пока не началось проедание денег, компания постоянно наращивает денежную массу, то есть свою стоимость с любыми выплатами, в этом случае — с дивидендами акционерам. Деньги накапливаются, но параллельно накапливается износ. Система стареет. Стоимость оборудования, требующего модернизации, растет. Но на крупную модернизацию денег не хватает. С другой стороны, для жизни их более чем достаточно.

В этой ситуации начинает работать правило Кейнса. Первым углом, критическим моментом гибели капитала, является внутрикорпоративная инфляция. Народ видит, что денег вращается много, потоки увеличиваются. Так почему бы не изменить стоимость проекта в большую сторону? И не важно, что упадет рентабельность. Главное, что мы высосем из компании побольше денег! Так же рассуждают и другие сотрудники. Оплата труда административно-линейного персонала и стоимость внутренних проектов резко растет, и компания начинает оголтело поглощать ресурсы.

Инфляция автоматически приводит к крутому росту издержек. У системы резко падает маржинальный доход. Как правило, компанию прижимает к потолку маркетингового сегмента, и она начинает производить продукцию псевдопремиального класса. Таким образом она пытается окупить свои чудовищные издержки, которые не может понизить из-за дороговизны внутренних ресурсов.

Что можно сделать в этой ситуации? Самый очевидный вариант — увеличить материальное производство, для чего нужна территориальная экспансия. Поэтому практически для любой компании первая попытка спастись от кризиса сводится к выходу на другую территорию или в другой сегмент. Но этот способ патологичен. Во-первых, потому, что приходят конкуренты. Во-вторых, по закону Кейнса, снижение безработицы (увеличение количества занятых) при росте объема производства дополнительно подгоняет инфляцию.

Можно испробовать второй вариант. Увеличиваем безработицу (сокращаем народ) и продолжаем платить оставшимся те деньги, которых они требуют. Нарастает инфляция. При этом мы сокращаем объем продаж и мощности. В компании протекает демаркетинг — одна из антикризисных стратегий, которая позволяет сократить рынок и перейти из фазы массового производства в «фазу детства». Все вроде бы хорошо. Но износ продолжает нарастать, и денег, чтобы выйти из кризиса, не хватит. Это все равно что ввязаться в ипотеку, а потом перейти на менее оплачиваемую работу.

Третий способ — попытаться сократить инфляцию. Но здесь мы наталкиваемся на почти непреодолимую стену — психологию денег. При растущем финансовом потоке и наличии денег внутри компании нужно как-то объяснить народу, что придется подтянуть пояса. Этот психологический шаг не может сделать западный менеджмент, ориентированный на постоянный рост потребления. Исторически на него были способны только азиаты, евреи и русские.

Русские купцы при гигантском богатстве умели сохранить аскетизм. Гиляровский пишет о миллионщиках, которые всю жизнь ходили в одной поддевке. Но если управляющий стал человеком потребления, он не сможет объяснить обществу потребления, зачем нужно сокращать расходы.

Систему нужно держать на уровне ресурсного голода: денег быть не должно. Бороться с полнокровием следует, отворяя вены. Чтобы принимать креативные решения, люди должны сохранять ощущение скудости ресурсов. Это критически важно. Как только ресурсов становится много, сознание блокируется, и выживания больше не требуется.

«Отворить вены», снизить артериальное давление акционерного капитала можно с помощью его перелива в новые компании. Так появилась идея свободных холдингов. Если давление в системе нарастает, открывается новый бизнес, и капитал переливается туда. Давление падает — и система восстанавливается.

Переливу такого типа мешает несколько обстоятельств, причем в разных странах они свои. Чисто американская проблема — «белое» правовое пространство. Запуск нового бизнеса крупной корпорацией может повлечь за собой ее принудительное дробление в соответствии с антимонопольным законодательством, что фактически выливается в продажу бизнес-единиц, которые лишаются поддержки материнской компании. За стремление спасти компании таким образом в течение последних трех лет судили уже три команды менеджеров. Их обвиняли в попытке вывести капитал, тогда как они попросту пытались использовать «черный», «российский» способ.

Российская среда с доверительным управлением, трастом, когда на подставное лицо оформляются акции, позволяет вывести капитал, не теряя контроля над состоянием объекта. Американской проблемы у нас нет. Но есть другая. Чтобы жить таким образом, нам требуется высокопрофессиональный управленческий резерв. А у нас чаще всего не только он отсутствует, но и управления-то в системе толком нет.

Компания, оказывается, либо вынуждена пригласить в новую единицу местного управляющего, который через некоторое время может стать князьком и увести бизнес (чего компания боится), либо она просто не справится с управлением. Вывести деньги из системы можно и в офшор. Но при этом он должен работать нормальным «карманом» (см. «Бизнес-журнал» № 14 за этот год), а не превращаться в канал для потребления, как это обычно у нас бывает: проедают, вместо того чтобы хранить.

Есть еще несколько способов снизить давление денег внутри системы. Можно устроить прецедентарный сброс — выплаты акционерам всей лишней денежной массы в дивидендах. Не только главе и хозяевам, но и коллективу, и всем остальным участникам: например, в виде премии. Но этому должна предшествовать изрядная психологическая подготовка. Людям необходимо объяснить, что выплаченная сумма не является в прямом смысле слова дивидендами и не зависит от эффективности компании. Наоборот, деньги сбрасываются потому, что у компании есть проблемы. Тогда в системе возникнет должное ощущение «голода», и она начнет обновляться. Но этот путь для российских компаний оказывается практически закрыт из-за патологической жадности топ-менеджмента.

В итоге получается «бриллиантовый дым». Внутрь деньги вкладывать нельзя, потому что они проедаются и стареют. Вывести нельзя потому, что вывод превращается в воровство. Набегают квазипартнеры-мошенники. Народ, видя такую ситуацию, начинает оголтело растаскивать компанию. «Воруют все», до 100% занятых. Вот что бывает, когда нельзя разумно потратить деньги.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Бриллиантовый дым":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Тонны водорослей отдают топливо в обмен на дым заводской трубы

Перед нами концентрат "зелёных" технологий. Во всех смыслах. Это экономически эффективный способ получения горючего и разнообразного химического сырья из загрязняющих атмосферу планеты выбросов тепловых электростанций и других производств, который успешно испытывают в США. "Технология Emissions-to-Biofuels уникальна в своей способности снижать выбросы углекислого газа с пользой в виде выработки нового топлива", — сообщает корпорация GreenFuel Technologies из Массачусет ...

» Бизнес идеи - 0 - читать


Планы либеральных реформ в Газпроме растаяли как дым

Когда президент Владимир Путин пришел к власти в 2000 году, перспективы "Газпрома" казались неопределенными. Руководство газового гиганта находилось под давлением с требованием отказаться от теневых схем и повысить эффективность, а либеральные советники президента обдумывали расчленение компании. Но больше об этом никто не думает.

» Управление и менеджмент - 1649 - читать


Пороховой дым на кремлевском автозаводе рассеивается

Представьте себе перестрелку банд средь бела дня у ворот завода, производящего автомобили "Лада". Эпизод, уместный в боевике, произошел в 1990-е годы, о чем зрителям Первого телеканала напомнили в прошлом году. В момент, когда государственное агентство "Рособоронэкспорт", торгующее российским оружием, брало под контроль "АвтоВАЗ", производящий "Ладу", телеканал показал длинный документальный фильм о криминальной ситуации, окружавшей завод до этого.

» Управление и менеджмент - 1540 - читать


Промышленность за дымовой завесой углекислых уловок

Компании и их руководители, стремящиеся к экологической чистоте, тратят миллионы на проекты "углекислых квот", которые приносят мало пользы окружающей среде, если приносят ее вообще. Расследование Financial Times выявило широко распространеннее изъяны новых рынков парниковых газов, наводя на мысль, что некоторые организации платят за уменьшение выбросов, которого нет. Другие тем временем получают большие прибыли от торговли квотами на выброс парниковых газов при очень небол ...

» Управление и менеджмент - 1075 - читать


Новостройки ЮЗАО: много дыма из ничего

Делая обзоры рынка новостроек Юго-Западного административного округа, мучаюсь одним и тем же вопросом: почему все риэлторы считают этот район элитным или по крайней мере пытаются его так позиционировать? Хорошо, не элитным, но верхним сегментом бизнес-класса уж точно. Что бы ни говорили наши многоуважаемые специалисты, консультанты и иже с ними, для меня Юго-Запад все равно был и остается самым обыкновенным и ничем не выделяющимся среди других округов.

» Строительство жилья - 1691 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Бриллиантовый дым

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru