Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Человеческий фактор: как мы защищаемся

 

Человеческий фактор: как мы защищаемся

 

 

"Ведомости" /


Марина Мелия

17 апреля 2003


Когда руководитель приступает к серьезной реорганизации, всегда существуют риски, которые он отслеживает на рациональном уровне, просчитывает, может учесть. Но кроме этих осознанных рисков есть еще подводная часть айсберга - те страхи и опасения, которые не осознаются и могут мешать, тянуть назад. Человеку кажется, что он определился с целью, а на самом деле его все еще точит червь сомнения.
В предыдущей статье (см. "Ведомости" от 10 апреля) речь шла о причинах, порождающих у руководителя бессознательное сопротивление изменениям.

загрузка...

 

 

Здесь мы расскажем, с помощью каких психологических механизмов мы защищаемся от тех перемен, которые сами же инициировали.

Делегирование сопротивления. Принято считать, что сопротивление изменениям - это прерогатива сотрудников, а руководитель свободен от него. Однако зачастую подчиненные лишь материализуют сопротивление самого руководителя.

Вот пример из нашей практики. Руководитель компании провозгласил начало реформ. Нашлись люди, которые искренне поддержали руководителя (назовем их новаторами) , и те, кто поддержал его только на словах, а на деле саботировал реформы (консерваторы). И вдруг руководитель, вместо того чтобы однозначно встать на сторону новаторов, начал провоцировать и поощрять консерваторов. Почему? Да потому, что они персонифицировали ту часть его личности, которая тяготела к стабильности. На каждом совете директоров разыгрывалась своеобразная психодрама - руководитель сталкивал лбами новаторов и консерваторов. Причем делал это неосознанно, таким образом вынося наружу собственный внутренний конфликт. Процесс реформ очень быстро застопорился.

Защитный фильтр. Мы не всегда готовы выбрать из общего потока объективную информацию и увидеть проблемы своей организации такими, каковы они есть в реальности. Умение закрывать глаза на неприятные факты - один из видов психологической защиты. Руководитель строительной компании проводит совещание по срокам сдачи объекта в эксплуатацию. "Сможем ли мы сдать объект через полгода? " - спрашивает он своих замов. "Нет проблем, конечно, сможем! " - отвечает один. "При теперешнем положении дел не сможем", - утверждает другой и приводит объективные причины. Руководитель квалифицирует это как пораженческие настроения и, приезжая на стройку, совершенно искренне не видит фактов, подтверждающих существование проблем, а воспринимает, слышит и видит только ту информацию, которая не вызывает в нем чувства тревоги, отвечает его ожиданиям.

Привычные представления, стереотипы восприятия, к тому же окрашенные эмоциями, также искажают информацию "на входе". Особенно это касается взаимоотношений с людьми, например с членами старой команды, которые продолжают восприниматься как полезные и преданные соратники, хотя на самом деле они давно "переродились".

Слепые пятна. Бывает, что нет никаких манипуляторов, специально искажающих информацию, мы прекрасно делаем это сами. Например, генеральный директор торгово-производственной компании месяцами не бывал на производстве и тем не менее убеждал и себя и консультантов, что там "все в порядке". Но, как оказалось, большая часть проблем компании и была связана именно с производством: работа организована из рук вон плохо, сотрудники не соответствуют занимаемым должностям, процветает воровство и т. д. Почему же руководитель так упорно старался этого не видеть?

Управлять разросшейся организацией действительно трудно, и под этим предлогом руководитель как бы отсекает проблемную часть компании, делегируя ответственность своему менеджеру. Потом, ощущая ее как автономную, может спокойно не обращать на нее внимания. Он становится нечувствителен к тревожным сигналам, исходящим из "автономии". Образуется опасное "слепое пятно" в целостном представлении об организации.

К способам психологической защиты относится и "плохая память" - тенденция вытеснять из сознания неудобные факты.

Творение мифа. Как известно, свято место пусто не бывает и вытесненное содержание замещается чем-то другим. Иными словами, происходит хорошо знакомое всем "переписывание истории" - характерное не только для общественно-политической или семейной жизни, но и для бизнеса тоже.

Неудачи, откровенные провалы вдруг начинают восприниматься как успешные шаги, слабые места чудом "превращаются" в сильные стороны. Такое защитное фантазирование - сотворение мифа - присуще людям эмоциональным, обладающим богатым воображением и даром убеждения. Они искренне живут в искаженной реальности, больше отвечающей их представлениям, чем реальность подлинная.

Владелец крупной торговой компании на протяжении долгого времени искренне считал, что его конкурентным преимуществом является качество изделий и он - лидер на рынке, пока не обнаружилось, что все как раз наоборот. А другой бизнесмен был уверен, что его сила в маркетинговой стратегии, хотя это было самое провальное направление: за многотомными отчетами консультантов, сложными красивыми формулировками, "интеллектуальными" схемами он попросту прятался от стоящих перед ним конкретных задач.

Для человека естественно стремление быть первым, уникальным, самым талантливым, и наша психика услужливо поддакивает: "Да, ты самый-самый", помогает оправдать любую ошибку, предохраняя от разочарований и тревог. Механизмы психологической защиты призваны сохранять душевное равновесие и покой "хозяина" часто в ущерб его продвижению к успеху. Здесь вопрос стоит так: либо мы развиваемся, либо защищаемся.

Автор - генеральный директор компании "ММ класс"


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Человеческий фактор: как мы защищаемся":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Человеческий фактор: Модели жизни: жизнь-подвиг

"Ведомости" / В жизни-подвиге человек выходит за пределы личных, сиюминутных интересов, подчиняет себя служению идее, даже если это не приносит ему никакой прямой выгоды, а, напротив, сулит беды и лишения. Эталон жизни-подвига — это Христос на кресте, жертвующий собой, идущий на мученическую смерть ради спасения людей. Подвиг у нас чаще всего ассоциируется с героическим поступком на войне, пожаре и в других экстремальных ситуациях, всегда высоко оценивается, правда, нередко ...

» Управление и менеджмент - 2486 - читать


Человеческий фактор: Они не могут читать ваши мысли

"Ведомости" / Марина Мелия 24 апреля 2003 Не так давно глава одной крупной компании с недоумением и досадой рассказал мне о том, как его неприятно удивили сотрудники, на которых он возлагал большие надежды. Они уволились из компании в самый неподходящий момент. Бизнесмен, человек интеллигентный и сдержанный, даже употребил слово "кинули".

» Управление и менеджмент - 1983 - читать


Человеческий фактор: Почему компании такие разные?

"Ведомости" / Марина Мелия 03 апреля 2003 Руководители часто испытывают недовольство положением дел в их организации: их тревожит текучесть кадров, конфликты между сотрудниками и недостаточное взаимопонимание внутри управляющей команды. Они видят причины в недостатках оргструктуры, в плохой работе кадрового департамента, в пассивности и некомпетентности сотрудников. Однако довольно часто первопричина всего этого сам руководитель.

» Управление и менеджмент - 1792 - читать


Как компаниям защищаться от обмана со стороны сотрудников

"Ведомости" / Мошенничество по отношению к работодателю настолько обычное явление, что компания Ernst & Young исследование этого вопроса сделало ежегодным. На основе нынешнего, восьмого по счету исследования создано целое руководство, рассказывающее, как минимизировать риск мошенничества среди сотрудников.

» Управление и менеджмент - 1972 - читать


Человеческий фактор в обеспечении безопасности конфиденциальной информации

Диалектические противоречия, возникшие внутри советского общества в начале восьмидесятых годов прошлого столетия, разрешившись от непосильного бремени застоя, родили рахитичный пост советский капиталистический рынок. Этот рынок родил криминальную конкуренцию. Криминальная конкуренция родила частную систему защиты бизнеса.

» Безопасность - 5626 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Человеческий фактор: как мы защищаемся

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru