В американском обществе долгое время была популярна идея "социального успеха". Считалось, что жизнь награждает тех, кто амбициозен и готов отдать все силы работе. Как следствие, добровольный отказ от карьеры до сих пор выглядит в глазах многих странным поступком.
Нэнси Катц пророчат блестящую карьеру. Она получила степень MBA в Стэнфордском университете и занимает достаточно высокую должность в своей компании.
Нэнси - вице-президент по связям с инвесторами. Теперь ей предлагают еще более ответственный пост. Она может стать партнером в калифорнийской инвестиционной фирме McCown De Leeuw. У Нэнси есть все, чтобы преуспеть. Кроме одного: она этого не хочет. И ей есть что сказать в свою защиту: "У меня и сейчас достаточно напряженная работа, и она мне нравится. В конце дня, сделав все дела, я спокойно ухожу домой. Если я стану партнером, мне придется работать в режиме нон-стоп".
Нэнси Катц не одинока. Во многих сферах бизнеса менеджеры все чаще и чаще начинают отказываться от продвижения по службе в пользу личной жизни. Специалисты отмечают, что карьеризм постепенно выходит из моды. "Ценности меняются", - говорит Ниил Лебовитц, президент и директор Ajilon Professional Staffing. - Сегодня люди предпочитают иметь работу, которая позволяет им установить нужный баланс между профессиональной и личной жизнью".
Однако многие работодатели до сих пор воспринимают нежелание продвигаться по службе как попытку избежать ответственности и не работать в полную силу. "Всегда остается риск, что вас начнут воспринимать как человека ограниченного и самодовольного. Возможно, посчитают, что вам не хватает целеустремленности", - говорит Дэвид Карп, директор консалтинговой фирмы Clew LLC.
Попытки отказаться от продвижения заканчиваются для многих работников плачевно. Поначалу за ними закрепляется репутация бездельников. Потом выясняется, что они не могут рассчитывать на повышение зарплаты. Ведь уровень оплаты труда в большинстве компаний определяется именно занимаемой должностью.
В сложившейся ситуации психологи и консультанты дают работникам несколько полезных советов.
Откройте руководителю свои истинные планы Предположим, что вы уже пять лет работаете в одной и той же должности. Вам очень нравится ваша работа. Вы надеетесь, что ваш руководитель не станет давить, предлагая повышение. Руководитель же считает, что вы дождаться не можете продвижения по службе. Данная ситуация грозит конфликтом. "Работодатели часто не понимают, что на самом деле движет их сотрудниками, - говорит Лебовитц. - Объясните начальнику, что вы хотите быть полезным на своем месте. Вполне вероятно, что он почувствует облегчение, узнав, чего вы действительно хотите. Ему не нужно будет беспокоиться о потере в вашем лице ценного работника на той должности, которую вы сейчас занимаете".
Совершенствуйтесь в занимаемой должности.
Покажите коллегам и начальству, что пределов совершенству нет. Вы занимаете данную должность уже много лет, а вам все еще есть чему научиться. "Активные, готовые повышать производительность труда люди всегда вызывают уважение, даже если они годами работают в одном и том же качестве. А пассивных работников быстро выкидывают за дверь и забывают", - говорит Беверли Кей, соавтор книги "Люби это, не покидай это" (Love It, Don't Leave It) , где даются советы, как на протяжении многих лет сохранить живой интерес к работе.
Если компания отправляет работников на курсы повышения квалификации, обязательно пойдите учиться. Приобретенные знания помогут повысить производительность труда, а посещение курсов позволит познакомиться с другими профессионалами в вашей сфере. "Вспомните Красную Королеву из сказки "Алиса в Стране чудес, - говорит Бэн Дэттнер, профессор психологии Нью-Йоркского университета. - Она все время бегала, чтобы оставаться на одном месте". По его мнению, хоть мы и не живем в Зазеркалье, иногда должны поступать как сказочная королева. По крайней мере, это может помочь в профессии".
Станьте наставником новых работников .
Менеджеры, долго работающие в одной и той же должности, часто становятся лидерами в команде. Они хорошо знают свою работу, дают дельные советы и придумывают необычные ходы. Они - те, к кому приходят со всеми вопросами и проблемами. Де-факто такие люди становятся руководителями, хотя остаются на прежней должности. Именно они обучают новичков, и директора фирм всегда могут положиться на них в этом вопросе. "Обучение новых сотрудников может быть высоко оценено руководством вашей компании", - отмечает Дэттнер.
Попросите повышения зарплаты.
Это очень трудный момент. Работодатель может подумать: он не хочет брать на себя лишней ответственности на более высокой должности, но требует увеличения оплаты труда. Тем не менее специалисты говорят, что сейчас подходящий момент для подобных требований. "Сейчас на рынке труда много не слишком удовлетворенных своей работой людей. Они только и ждут момента, когда рынок предоставит им возможность сбежать от работодателя и перейти на другую работу", - утверждает Кей. Поэтому, если вы хороший специалист, компании выгоднее повысить вам зарплату, чем позволить сбежать.
Не подозревайте ваших коллег в дурных мыслях.
Не беспокойтесь о том, что подумают коллеги. Объясните им, что вы не стремитесь к продвижению по службе, потому что хотите просто делать вашу работу. Вас не интересуют интриги и усилия, связанные с карабканьем вверх по карьерной лестнице. "Вас будут ценить, если вы отлично выполняете работу на своем месте, и совсем не оценят, если вы займете более высокий пост, но не будете достаточно компетентны", - считает Гэил Голден, консультант чикагского представительства RHR International.
Дэн Хеккет 29 лет занимал одну и ту же невысокую должность в крупной американской продовольственной компании. Ему не раз предлагали повышение и даже пытались на него давить. Но Хеккет не хотел становиться руководителем. График работы позволял ему заниматься любимым гольфом и регулярно посещать спортивные соревнования, в которых участвовали его дети. Сегодня Хеккет задает вопрос: "Кто бы отказался от такого гибкого рабочего графика ради дополнительных денег? " И отвечает: "Оно того не стоило". (WSJ, 29. 03. 2004, Мария Подцероб)
Кэрен Хьюб
Статья получена: Клерк.Ру