В пятницу стало известно, что гендиректор ООО «Газпроминвестхолдинг» Алишер Усманов покупает 50% телеканала 7ТВ у правительства Московской области. Участники рынка считают, что новый собственник переформатирует 7ТВ в деловой телеканал, чтобы получить максимальный эффект от синергии с другим своим новым активом — ИД «Коммерсантъ». Эксперты прогнозируют, что 7ТВ не последнее приобретение Алишера Усманова на медиарынке.
Наиболее вероятным участники медиарынка считают создание на базе 7ТВ делового телеканала. |
Информацию о приобретении ООО «Спортивный телеканал 7ТВ» у Московской областной трастовой компании (на 100% принадлежит Мособласти) Ъ подтвердил Алишер Усманов.
«Речь идет о том, что 50% будет у меня, 50% — у прежних собственников,- уточнил он.- Это мои личные инвестиции, и я не исключаю, что в дальнейшем канал станет частью мультимедийного холдинга». В правительстве Московской области вчера отказались от комментариев. Сумму сделки господин Усманов не разглашает.
Эксперты оценивают оборот телеканала в $8—10 млн. «При такой выручке расходы на его содержание определенно не покрываются, и стоимость 7ТВ равняется стоимости активов, то есть собственных станций»,- говорит гендиректор Russian Media Ventures Кирилл Лыско. По мнению президента ТВ-3 Ивана Таврина, из 27 станций, принадлежащих телеканалу, только 7—8 находятся в привлекательных для рекламодателя городах. «Кроме Петербурга и Москвы это Новосибирск, Воронеж, Саратов,- говорит он.- Только в десяти городах, где вещает 7ТВ, Gallup измеряет телеаудиторию, поэтому вся компания может стоить около $100 млн без учета долгов».
ООО «Спортивный телеканал 7ТВ» вещает на собственных частотах и по договору с региональными телеканалами более чем в 500 городах России. В 2005 году правительство Московской области выкупило 100% долей в ООО у бывших владельцев Андрея Червиченко, президента 7ТВ Александра Беспутина и председателя совета директоров Красбанка Дмитрия Кулакова. Тогда участники рынка оценивали сделку в $30—35 млн. По доле аудитории 7ТВ занимает одно из последних мест среди эфирных телеканалов: по данным TNS Gallup Media, его среднесуточная доля с 16 по 22 октября 2006 года составила 0,3%.
Большинство опрошенных Ъ участников рынка уверено в том, что оставлять 7ТВ спортивным каналом нецелесообразно. «Права на показы крупнейших соревнований уже на три года вперед выкуплены ВГТРК, НТВ или 'Первым', и в ближайшие три года отдельному спортивному каналу не на что рассчитывать,- говорит Кирилл Лыско.- Поэтому телеканал нужно переформатировать, и как можно скорее». Алишер Усманов вчера отказался рассказать о том, каким он видит формат 7ТВ.
Наиболее вероятным участники медиарынка считают создание на базе 7ТВ делового телеканала. «Наибольший эффект в рамках единого холдинга достигается от синергии однородных по аудитории активов,- говорит член совета директоров медиакомпании Gameland Паша Романовский.- Наглядный пример — холдинг 'Проф-Медиа', купивший пусть и не самые крупные, различные по типу медиа, работающие в одной нише развлечений». По мнению участников рынка, новый деловой канал может занять свою нишу на российском телерынке. «В отличие от РБК 7ТВ — эфирный канал, если добавить контентный ресурс 'Коммерсанта', то это будет влиятельная история и одновременно хорошая инвестиция»,- соглашается президент 'СТС Медиа' Александр Роднянский.
Создавая на базе 7ТВ деловой телеканал, новому владельцу придется решить ряд проблем. Директор по связям с общественностью «Проф-Медиа» Константин Воронцов обращает внимание на то, что сейчас у 7ТВ есть лицензия на спортивное вещание, и чтобы изменить формат канала, сначала придется решить вопрос с лицензией. Другие участники рынка, правда, считают, что у господина Усманова проблем с лицензией не будет: «Такие сделки совершаются с одобрения федеральных властей, и если принято решение переформатировать канал, то Федеральная конкурсная комиссия не будет препятствовать смене формата»,- говорит один из них. Кроме того, целевая аудитория деловых СМИ находится в крупных городах, а сейчас 7ТВ в них слабо представлен — даже в Москве у него нет договора с «Мостелекомом», отмечает господин Роднянский.
Эксперты прогнозируют, что 7ТВ не последнее приобретение Алишера Усманова на медиарынке. Кирилл Лыско полагает, что покупка вслед за ИД «Коммерсантъ» еще и доли в телеканале свидетельствует о том, что это «инвестиции в медиабизнес, а не просто политические действия». С тем, что речь идет о попытке создания еще одного российского медиахолдинга, соглашается и директор по медиаизмерениям TNS Gallup Media Руслан Тагиев: «Возможно, у него есть амбиции повторить опыт 'Проф-Медиа', который за последний год стал крупным игроком, почти полностью сменив пакет активов. Если эта логика верна, то это не последняя его покупка в медиа».