Овладев наукой тизинга (тизинг процесс подготовки потребителя к новому бренду. Прим.
ред.), Кремль, действуя в чисто голливудском стиле, за несколько дней резко усилил давление. 13 сентября, вскоре после неожиданного приобретения 5% акций EADS российским государственным Внешторгбанком, один из советников Путина на пресс-конференции заявил: "Если мы когда-то подойдем к определению совместного экономического интереса, то будем настаивать на таком участии, при котором мы имели бы по крайней мере блокирующий пакет". У EADS это заявление вызвало оторопь. А два дня назад российская воздушная компания "Аэрофлот" (также государственная) объявила о своем намерении "приобрести и Boeing, и Airbus", но уточнила, что сначала это будут самолеты Boeing, а с 2012 года Airbus. Однако, желая сохранить возможность для торга, руководство "Аэрофлота" напомнило, что на этот заказ и на график его выполнения еще требуется согласие его совета директоров, то есть российского государства.
Карта маршрута
Итак, торг начат. Но пока он не вывел европейскую корпорацию из равновесия. После нескольких дней смущенного молчания промышленники (французская Lagardère и немецкая DaimlerChrysler) и политики договорились о четких рамках переговоров с россиянами: о том, чтобы менять акционерское соглашение, речи быть не может, но против углубления сотрудничества между производителями в авиационной области возражений нет. "Поскольку группа переживает трудный период, нам повезло, что немцы придерживаются того же мнения, что и мы", говорят в Lagardère. Результат не заставил себя ждать. Вчера в Елисейском дворце повторили, что для Франции карта маршрута четко составлена промышленными корпорациями. "EADS это частная компания с определенным механизмом управления. Мы не можем делать все, что захотим", заявил советник. Так что Путин предупрежден.
Усилия
К тому же, несмотря на свои нефтедоллары и газовое дипломатическое оружие, Кремль находится не в том положении, чтобы диктовать свои условия. "Русские хотят создать авиационный консорциум, но, как они сами признают, они не ведают, что творят. Опыт EADS имеет абсолютно ключевое значение", поясняет Ким Искиян, аналитик московского МДМ-Банка. "Хотя российская авиационная промышленность сохраняет высокую компетентность в технологической сфере, перед Boeing или Airbus ее больше не существует. Россия действительно нуждается в Европе", говорит Оливье Дарразон, глава Европейской компании стратегической разведки структуры, занимающейся консалтингом, в частности, в оборонной области.
EADS считает, что огромный рынок модернизации российского воздушного флота (речь идет о 300 самолетах) стоит усилий. EADS уже приобрела 10% акций авиастроительной компании "Иркут" и подумывает о том, чтобы пригласить русских участвовать в создании машины, которая придет на смену ее самолету A320.
Статья получена: InoPressa.ru