Планы по развитию сети универсамов «Елки-палки» ресторатора Аркадия Новикова так и не осуществились. Как стало известно Ъ, ресторатор продал свой единственный магазин в Москве сети «12 месяцев». Первоначально задуманный как сетевой, проект «Елки-палки» потребовал огромных инвестиций и за два года работы так и не вышел на окупаемость, говорят участники рынка.
Аркадию Новикову так и не удалось повторить успех своих ресторанных проектов на рынке продуктовой розницы Фото: Михаил Разуваев, «Коммерсантъ». |
Сделка по покупке супермаркета «Елки-палки» была закрыта неделю назад, рассказал Ъ замгендиректора «12 месяцев» Октам Аликулов.
Назвать сумму сделки он отказался, отметив лишь, что компания серьезно переплатила «за дорогостоящие элементы фирменного стиля сети ресторанов 'Елки-палки'". По информации Ъ, за магазин площадью 1,2 тыс. кв. м компания «12 месяцев» заплатила более $1,5 млн, при том что его торговая площадь — всего 600 кв. м. В группе Аркадия Новикова подтвердили, что ресторатор «больше не занимается этим проектом». Октам Аликулов сообщил, что магазин будет ребрэндирован.
Сеть «12 месяцев» объединяет 20 магазинов в Москве, в том числе 12 из них расположены в одноименных ТЦ, принадлежащих компании. Оборот в 2006 году — $150 млн. В рейтинге крупнейших ритейлеров Ъ компания занимает 43-е место. Аркадий Новиков является совладельцем более 40 ресторанных проектов («Сыр», «Царская охота», «Сирена», Vogue cafe, сеть «Елки-палки», «Суши весла» и др.). В 2005 году оборот его заведений, по оценкам экспертов, составил $90 млн.
Господин Новиков занялся продуктовой розницей в 2005 году. Предприниматель решил создать сеть универсамов, а открывать «Елки-палки» хотел рядом с одноименными ресторанами. Инвестиции в первый магазин на «Семеновской» составили около $1,5 млн, в 2005 году должно было открыться еще шесть торговых точек. Но этого так и не произошло. Совладелец ресторанного холдинга «Арпиком» Михаил Зельман считает, что розничный проект «Елки-палки» не состоялся потому, что Аркадий Новиков не мог уделять достаточно времени его развитию: «У Новикова очень много ресторанных проектов, думаю, что ему было некогда заниматься продуктовой розницей». А гендиректор сети «Дейли» Евгений Лукьяненко считает, что Новиков выбрал неудачное место для открытия первого универсама: «Он находится между двумя достаточно оживленными трассами, было мало места на стоянке». К тому же в этом районе дорогое хорошее оборудование никому не нужно, как и натуральная и органическая еда, добавляет совладелец сети магазинов «Гастрономчик», бывший управляющий московской «Пятерочкой» Дмитрий Потапенко. Он считает выход господина Новикова из розничного проекта закономерным: «Рестораторы — творческие люди, и Аркадий хотел, чтобы в его магазинах все было вкусно и красиво. Но в рознице главное — технологичность».
Супермаркет «Елки-палки» так и не вышел на окупаемость, уверен гендиректор Столичной торговой компании (управляет сетью «Глобус гурмэ») Андрей Яковлев. Он считает, что господин Новиков выбрал неправильный формат для своего розничного проекта: «Он попытался сделать магазины с изюминкой, но они и стоят дороже обычных супермаркетов. Чтобы отбить такие вложения, нужно открыть несколько магазинов».